К сожалению, в Нытве немало семей, называемых неблагополучными. Родители в таких семьях не занимаются воспитанием детей, не заботятся о их содержании. Последствия налицо: голодные ребята едят траву...
В редакцию районной газеты обратилась Татьяна (все имена и фамилии изменены), жительница города Нытвы. Едва сдерживая слезы, она просила помочь разобраться в ситуации, которая сложилась в одной из многодетных семей – Ивановых.
Татьяну, прежде всего, волновала судьба пятерых детей. Ее дочь и сын на днях пришли с прогулки: «Мама, там, на площадке «Березка», две девочки голодные ходят – едят траву и листья с деревьев. Они грязные, в рваной одежде. Давай их покормим!» После этого тревожного сигнала корреспондент «Нового дня» вместе с сотрудниками отдела по делам несовершеннолетних Нытвенского ОВД и сектора по работе комиссии по делам несовершеннолетних администрации района отправилась в рейд по семьям, находящимся в социально опасном положении, в числе которых оказались и Ивановы.
Мы первым делом к ним. «Милиция, открывайте!» Внешне дом выглядит прилично: обшит свежевыкрашенной вагонкой. «Отец семейства – работящий мужик. Старается, крутится, как может, – рассказывает начальник ОДН Леонид Смирнов, пока ждем, когда впустят в дом. – Сегодня утром был у нас в отделе, беседовали. Говорит, что не повезло ему с женой…. Да вы сейчас и сами все увидите». В дом нас пустили не сразу. Едкий запах ударил в нос… Картина перед нами открылась, мягко сказать, ужасающая. По всему полу размазана уличная грязь, разбросаны вещи, сухая трава. На веревке, протянутой через весь коридор, объединенный с кухней, висит детская одежда. Она настолько изношенная, что даже непонятно, стирана или нет. Тут же мухоловка, на которой места свободного нет от насекомых. А под куском этой липкой ленты – детский горшок с пахнущим месивом… При всем этом поразил контраст: в комнате, где собрались все пятеро детей и одна из трех собак, стоял жидкокристаллический большеформатный телевизор, а мать готовила на ужин куриное мясо и крупу. «Ребята, вы голодные? – начала беседу с детьми Людмила Кычкина, начальник сектора по обеспечению КДН и ЗП, те беззвучно положительно кивали. – А школьные принадлежности у вас все есть?». Пока мы общались с детьми и знакомились с бытовыми условиями, мать пыталась оправдаться, мол, только вот сейчас хотела прибираться, что дети голодные потому, что целый день бегали на улице (хотя в этот день было прохладно и дождливо).
В семье Ивановых трое младших детей (двух, трех и четырех лет) не ходят в детский сад, а ведь за ними держат места. При этом в районе действует решение об освобождении детей, находящихся в социально опасном положении, от уплаты за содержание в детском саду. Но даже это, как показывает практика, не влияет на их родителей – в таких семьях вставать рано, да еще одевать детей каждый раз в чистое белье не хочет никто.
Рейд продолжился в д. Белобородово. В первой же квартире, куда мы зашли, сотрудники ОДН вынесли матери предупреждение. Не буду вдаваться в подробности, но ее 14-летний сын снял на камеру телефона то, что всегда считалось сугубо интимным. Здесь тоже было грязно, дурно пахло, но мать, протрезвев после нескольких дней загула, хотя бы до нашего приезда начала уборку и сына к школе мало-мальски, да подготовила.
Хозяева второй квартиры оказались намного сознательнее – у них и дома порядок, и ребенок сытый. Только на «загулы» матери периодически в КДН поступают сигналы. «Я практически не злоупотребляю, – говорит Наталья. – Сына в школу подготовила, младшего скоро в садик отправлю».
Стоило нам только выйти из этой квартиры, как навстречу попались двое молодых людей, у одного из которых в руках была недопитая бутылка водки. Смутило сотрудников ОВД то, что выглядел один из них по-детски. Выяснилось, что ему есть 19 лет, но накануне он спаивал свою несовершеннолетнюю подругу. Нашли и подругу. Составили протокол.
Затем мы уехали на Солнечный, где зашли в гости к 15-летнему Саше, живущему отдельно от матери. Правда, и у него был беспорядок, но он клятвенно пообещал назавтра все исправить. Порадовала семья, в которой папа двоих детей – в полном смысле слова глава семьи, мать лишена родительских прав. «Мы снимем эту семью с учета, – сказала Людмила Кычкина после визита. – Такое бывает нечасто. Но мы очень этому рады. Ведь каждый раз, приходя в очередную семью из нашего списка, стараешься как-то подбодрить родителей, поддержать, помочь оформить материальную помощь. Жесткость ведь не всегда помогает».
Потом еще была семья Петровых, в которой, по сути, все те же проблемы: ребенок не посещает детский сад, мать пьет, в доме часты нетрезвые гости. Семья Ложкиных, где мы застали, как в песне Григория Лепса, «рюмку водки на столе». Кстати, отец этого семейства уж очень хотел, чтобы ему помогли закодироваться. Людмила Кычкина пообещала поспособствовать этому. Но он до сих пор не пришел.
«Новый день», Нытвенский район