Делегация глав малых городов и специалистов Пермского края побывала в Китае. В качестве представителя сферы ЖКХ в поездке принял участие генеральный директор ООО «Управление ЖКХ-Лысьва» Александр Чебыкин. Мы не преминули возможностью «попытать» его вопросами о Китае.
- Всё, что довелось увидеть, действительно производит впечатление чего-то не совсем реального, - сказал Александр Петрович. - Особенно с учётом того, что были мы в провинции, в малых городах Китая. Дороги, дворцы, небоскрёбы, промышленность, культура, люди – всё на грани фантастики.
- Кто организовал эту поездку?
- Глава Краснокамска был в Китае в составе делегации мэров городов России, где их сопровождал генеральный представитель Ассоциации мэров городов Китая господин Лю Най Фен. Краснокамский глава привлёк его внимание активностью, деловой хваткой, поэтому принял его приглашение побывать в Краснокамске. В декабре прошлого года Лю Най Фен приезжал в Краснокамск, здесь и были достигнуты договорённости о визите в Поднебесную глав малых городов и специалистов Пермского края.
Лю Най Фэн сопровождал нас в Китае, устраивая массу встреч и поездок на разного рода предприятия. Кстати, ему 78 лет, а он полон такой энергии, что молодые могут позавидовать! Мы допытывались у него: в чём секрет вашей энергии? Он ответил: в движении. И это действительно так: он был с нами с раннего утра до позднего вечера, и мы ни разу не заметили в нём и тени усталости. Лю Най Фэн – один из тех связующих звеньев, которые обеспечивают деловое сотрудничество Китая с Россией.
- Что более всего поразило в Китае?
- Многое, но особенно – дороги и строительство жилья в провинциях. Если сказать, что там великолепные дороги, - значит ничего не сказать. По ним надо проехаться. И проложены они до каждой деревни.
Объемы строительства жилья в малых городах настолько мощны, что не выдерживает никакого сравнения с нашими новостройками. Но более всего поразило, что отстроенные заново микрорайоны пустуют, жителей там нет.
- Не может быть!
- Нам тоже в это верилось с трудом. В последние годы главным критерием оценки работы руководителей территорий было развитие инфраструктуры: чем больше построено жилья, коммуникаций - тем выше оценка результативности работы на местах, и тем больше бюджетных средств они получают на развитие своих территорий. Денег на инфраструктуру не жалели. Однако доходы основной массы китайцев остаются низкими – в нашем эквиваленте это около 10-15 тысяч рублей в месяц, а жильё стоит от 23-х до 25-ти тыс. руб. за кв. метр, поэтому приобрести его могут немногие.
- Говорят, что компартия Китая делает ставку на развитие частного бизнеса. Это действительно так?
- Все наши дни были расписаны по минутам. Принимающая сторона постаралась показать нам как можно больше крупных и малых предприятий. Это действительно частный бизнес. Мы убедились: он там поддерживается не на словах, а на деле - минимальные налоги, кредитование, выгодный лизинг и т. д. Если человек решил заняться своим делом, он может взять кредит под 5-7процентов, а не под 18-20, как у нас в России. Есть особенности в налогообложении: если частный предприниматель создаёт определённое количество рабочих мест, налог для него существенно снижается.
- Надо полагать, организуя вашу поездку в Китай, представители Поднебесной преследовали совсем не экскурсионные цели. Ради чего это всё затевалось?
- Всё было построено на том, чтобы показать нам оборудование, технологии, изделия, то есть то, чем богата Поднебесная и бедна наша промышленность. Цель у китайцев только одна – завязать деловое сотрудничество с российскими регионами, заинтересовать в приобретении технологий, оборудования и т. д. Например, мы встречались с руководителями предприятий по производству лифтов. Современные, надёжные, энергосберегающие, абсолютно бесшумные – о таких можно только мечтать. Причём стоимость их значительно ниже российских. А главное – качество и функциональные характеристики в разы превосходят то, что предлагают российские производители.
Ещё один пример. Нас привезли на предприятие, где производится ДВП. Эта плита - полированный монолит, который не скалывается, не расслаивается. А цена по нашим меркам – копеечная. Таёжных лесов там нет, и всё это производится из таких ничтожных древесных отходов, что только диву даёшься. У нас этими отходами полстраны завалено, а мы лес валим и валим. Если говорить о природных ресурсах, то в Китае нет нефти, газа, залежей полезных ископаемых, поэтому они всё берегут и очень трепетно относятся к экологии. При этом главный козырь любой продукции, произведённой на китайских предприятиях, - высочайшее качество.
- Вы встречались с представителями местной власти. В чём отличается китайская система управления от российской?
- Мы встречались с главой города Мэньчщянь. Ему всего 40 лет, но, по всему чувствуется, у населения он пользуется большим уважением. В его управленческом аппарате работает 200 чиновников, тогда как численность населения Мэньщянь - 400 тысяч человек. У нас нет ста тысяч, а чиновников почти столько же. В этом главное отличие системы управления. И зарплата у чиновников там в два раза ниже, чем у российских.
Как и в России, управленцы в Поднебесной отвечают за социальные сферы: школы, детские сады, медицинское обслуживание (оно там платное), за коммуникации, строительство жилья, обеспечение энергоресурсами и т. д. И безусловно, за экономическое развитие территории и рост доходов бюджета.
- Есть ли проблемы с детскими садами?
- Спрашивали – проблем с нехваткой мест в детских садах там нет. Надо сказать, в Китае культ ребёнка, и всё подчинено его интересам. Но там установлена некая условная норма на количество детей в семье. Сельской семье разрешается иметь двоих детей, городской – одного. Если в семье больше детей, то их содержание облагается налогами, неподъёмными для большинства китайцев. А поскольку ребёнок чаще всего остаётся единственным, он и становится главным в жизни семейных пар.
- Чем их деревни отличаются от наших?
- Деревень с той неустроенностью и заброшенностью, с халупами и покосившимися избами, как в России, мы не видели. Аккуратные, одного стиля небольшие каменные дома и ухоженные, с красивыми асфальтовыми дорожками дворики. Каждый клочок земли используется для выращивания сельхозкультур. Раньше, как и у нас, в Китае были колхозы, совхозы, теперь - процветающие частные сельхозпредприятия. Государство поддерживает их кредитованием, льготным налогообложением. Климат позволяет снимать по два урожая в год, и китайцы работают не покладая рук.
- За несколько дней, наверное, невозможно понять особенности характера китайцев. И всё-таки, какие они, представители самой многочисленной нации мира?
- В Мэньщянь, где мы провели большую часть времени, русские – крайне редкие гости. Может быть, этим и объясняется то огромное внимание, которое уделяли нам хозяева территории. Но даже совершенно не понимая языка, мы видели, что это очень искренний и дружелюбный народ. Сами о себе китайцы говорят, что они хитрые, но мы этого не заметили.
Смысл их жизни - трудиться. Нас возили на рисовые и чайные плантации познакомиться с тем, как идёт уборка. Специфика их возделывания такова, что без ручного труда не обойтись. На поле наряду с многочисленной техникой работало немало женщин. Труд тяжёлый, жара, женщины все в поту, а на лицах ни тени измождения - улыбаются!
Китайцы – не просто трудолюбивый народ, они «заточены» на работу. Все очень внимательно относятся к своему здоровью, поскольку понимают: это главное, что может обеспечить им успешную жизнь. Колоссальный избыток трудовых ресурсов заставляет их серьёзно заниматься собой, чтобы получить место на рынке труда. Не мыслят себя без занятий физкультурой и спортом. Вечерами на любой свободной площадке можно увидеть группы по 15-20 человек, выполняющих под музыку какие-то упражнения. Причём любой прохожий может присоединиться к такой компании и включиться в этот, совершенно необычный для нас, процесс.
Хочется отметить такую любопытную деталь: в Китае возникла большая численная диспропорция в пользу мужской части населения, поэтому помимо культа ребёнка там царит и культ женщины. Она пользуется в обществе особым уважением.
Восхитило, с каким почтением китайцы относятся к людям пожилого возраста. Неслучайно эта страна лидирует по количеству долгожителей: 8 процентов населения в возрасте 100 и более лет. Для пожилых там постоянно устраиваются различные праздники, чествования. Уважение к ним проявляют все - от мала до велика.
А если говорить в целом о китайцах, то их жизненная позиция - достичь результата. Заработать, добиться, достать – одним словом, быть состоявшимся человеком и гражданином. Там есть понимание: выживают активные и целеустремлённые. Они создают себя такими, развивая в себе лучшие человеческие качества, а в конечном итоге это ведёт страну к прогрессу.
Нам действительно есть чему поучиться у Китая. Как ни горько сознавать, но когда-то Россия помогала этой стране развиваться и учила жизни, а теперь настала пора России брать уроки у китайцев по внедрению новых технологий, организации производства, отношению к труду и его результатам. Да и управлению государством тоже.