Одно крыло площадью около 500 кв. м в одноэтажном кирпичном строении в селе Мостовая Октябрьского района выкупила у муниципалитета семья Субботиных. Владимир с супругой Ниной взяли на себя ответственность в уходе за бездомными пенсионерами и инвалидами.
Люди к ним попадают практически со всех уголков района и края. За те годы, что семья занимается уходом, через их руки прошло более 100 человек. Среди коих был и чемпион мира по боксу, и те, от кого отказались родные дети, и просто опустившиеся и асоциальные граждане.
Сейчас в богадельне идет ремонт, крыша сверкает на солнце новым железом, поставили пластиковые окна, есть собственная котельная. Но впереди еще масса работы - перекрыть полы в оставшихся помещениях, провести канализацию и установить сантехнику, закончить косметический ремонт.
Владимир с Ниной ни у кого ничего не просят: "Мы сами выбрали такой путь, никто нам ничего не должен".
У этой на вид молодой пары своих детей пятеро, уже есть внук. Двое старших живут отдельно, а трое младших большую часть времени проводят с бабушкой.
А у Субботиных с осени прошлого года живут чужие полудети: бабушки и дедушки. Всего шесть человек.
Как прожить на пенсию?
По информации из теруправления Минсоцразвития, в Мостовой на данный момент нет необходимых условий для содержания престарелых и больных людей. Супруги Субботины не участвуют в программе "Семья для пожилого", договоры они заключают напрямую с теми, кто нуждается в помощи.
На какие средства покупаются продукты, одежда, мыльные принадлежности, белье, средства гигиены, лекарства?
- Пенсия у них, в основном, минимальная, - отвечает глава заведения. - За инвалида старше 80 лет идет доплата в размере 1380 рублей. Хоть по закону и запрещено забирать все средства, но мы не оставляем своим подопечным ни копейки. Иначе, вспомнив веселое прошлое, они попросту начнут пить и пропьют все до последнего гроша. Ведь большинство из них тут и оказалось только потому, что иначе жить не могли.
- Стараемся планировать расходы, - продолжает Нина, - необходимые лекарства покупаем из "общей кассы", готовлю каждый день супы и каши, стараюсь разнообразить ежедневный рацион. На праздники всегда делаю что-нибудь особенное, в дни рождения мы каждого поздравляем. Делаем небольшие практичные подарки.
По словам Владимира Субботина, они осуществляют патронаж и являются официальными опекунами стариков. Таким образом, уход за пожилыми людьми является единственным источником дохода для семьи из пяти человек. Эта "работа" не дает ни ему, ни его супруге права заниматься другим видом деятельности. С каждого проживающего они берут доверенность, регистрируют по месту пребывания, оплачивают расходы по «коммуналке».
Судьба, злой рок или закономерность?
Каждый из подопечных оказался в богадельне отнюдь не случайно.
Виктору обе ноги ему покалечила машина, врачи ампутировали мужчине ступни и теперь он может передвигаться только на инвалидной коляске. Нос его прилично пострадал в жизни, о чем свидетельствуют многочисленные следы переломов на переносице. После инсульта у мужчины нарушена дикция, поэтому особо поговорить с ним не удалось.
Андрею 50 лет, когда-то жил в Свердловской области, работал электриком на местной фабрике, жена, трое детей. В 90-ые остался без работы. Тогда и пошел Андрей воровать да драться, за что и был впоследствии неоднократно осужден. Годы отсидок наложили неизгладимый отпечаток на всю личность электрика. Да и на внешность в виде «наколок».
Николаю 69 лет. Он сидит на краешке кровати с открытой книгой и не торопится влиться в общую беседу. Глаза у старика грустные. Любимая книга грустного старика "Судьба человека". Николай родился в Башкирии, в наших краях он оказался по работе, потом женился и прижился на октябрьской земле. После смерти первой супруги женился во второй раз, но снова овдовел.
- Друг пришел, - вспоминает подробности того дня Николай, - принес спирт и одеколон. Спирт мы выпили все вместе, а потом я уснул. Жене, видно, мало показалось, и она полезла за одеколоном под кровать. Да там и померла. С тех пор я жил один, пока не сломал руку, тогда и остался без заработка.
Любане почти 60, стриженая под казенного ежа, она беззубо улыбается. Всю жизнь Люба трудилась сторожем при колхозе, замуж не вышла, к старости оказалась одинокой и слегка пьющей женщиной. В богадельне она оказалась после смерти сестры, у которой проживала последние годы. Зять не счел нужным ее дальнейшее пребывание в своем доме.
В отдельной комнате временно разместилась семейная пара погорельцев. Владимир и Надежда, на первый взгляд, вполне приличные пенсионеры. Они оказались здесь из-за сгоревшей печки, во временно предоставленном им доме.
Вместо эпилога
Почему супружская чета взяла на себя столь тяжелую ношу? Как они умудряются на нищенские пенсии инвалидов заботиться об этих людях и удержаться на плаву сами? Недавний пожар в Раменском, где погибли беззащитные люди, также навел на невеселые мысли - бездомные нуждаются в опеке и внимании. Но к этому делу не причастна ни одна государственная социальная служба.
Газета "Вперед" Обктябрьский район Пермский край http://vpered-okt.ru/articles/?n=2091