Корреспонденты нашли среди жителей Нытвенского района тех, кто видел первых космонавтов СССР и попросили рассказать об этом.
Сергей Болотов рассказывает:
– Одним из ярких событий в моей жизни стала встреча с Юрием Гагариным. А произошла она во время туристической поездки в Москву в гостинице «Интурист» (туда провел нас с женой один знакомый). Когда Гагарин вошел, зал взорвался аплодисментами. Что запомнилось? Конечно, знаменитая гагаринская улыбка – открытая, искренняя, обаятельная. Держался космонавт скромно, не отказывался фотографироваться, охотно отвечал на вопросы, раздавал автографы. Юрий Алексеевич рассказал о своем пути в небо. Его кумирами были легендарные летчики Кожедуб и Покрышкин. В 1954 году Гагарин впервые пришел в Саратовский аэроклуб. В 1955 поступил в Оренбургское авиационное училище, которое окончил с отличием. В течение двух лет служил в истребительном полку в Заполярье. В марте 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС он был зачислен в группу кандидатов в космонавты. Юрий Гагарин рассказал о том, как шла подготовка к полету, о людях, чьими руками был создан корабль «Восток». О своем путешествии к звездам 12 апреля 1961 года говорил немного, ссылаясь на то, что длилось оно менее двух часов. Запомнилось описание вида из иллюминатора ракеты. Оказывается, с космической высоты различимы крупные горные массивы, большие реки, леса, острова. Очень хорошо видны облака. Земля, по словам космонавта, имеет красивый голубой ореол. Он ясно просматривается, когда наблюдаешь горизонт, плавный переход от нежно-голубого цвета через синий, фиолетовый и совершенно черный цвет неба.
Анатолий Мосягин вспоминает:
– Службу в армии я проходил в 60-х годах прошлого века в Германии. Там-то и состоялась знаменательная встреча комсомольского актива воинских подразделений с первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой. Ее полет на околоземную орбиту состоялся 16 июня 1963 года. Как она выглядела? Невысокого роста, изящная, в строгом костюме черного цвета, с красивой прической. Валентина Владимировна рассказывала о достижениях советского строя, триумфе нашей науки, своем полете. Она говорила: «Я смотрела на нашу прекрасную Землю и думала: нельзя, чтобы ее, голубую и сияющую, засыпал черный атомный пепел. Летела и думала: хорошо, если бы мой «Восток-6», так сказать, «женский» космический корабль, перекинул незримый, но крепкий мостик от сердца к сердцу всех женщин Земли…»
Естественно, тогда Терешкова ни слова не сказала о нештатной ситуации, возникшей на пилотируемом летательном аппарате, в результате которой она навсегда могла остаться в космическом пространстве. О сильных перегрузках, о том, как долго восстанавливалась после возвращения на Землю… Это на тот момент составляло государственную тайну.
«Новый день» http://gazeta-newday.ru