Напомним: в ночь с 6 на 7 2012 года город Крымск Краснодарского края серьезно пострадал от наводнения.
Небольшой южный городок почти оправился от трагедии. Улицы расчищены, на некоторых уже уложен новый асфальт, нанесена дорожная разметка. Но внимательный взгляд обязательно выхватит из общей картины и огромные кучи мусора то там, то здесь, и темные полосы на фасадах домов, указывающие на уровень затопления, и недавно расчищенное русло реки. Все это говорит об одном – здесь недавно бушевала грозная стихия.
Пенсионера Александра Сергиенко весть о наводнении застала в поездке, на границе с Ростовской областью. Родные позвонили – Крымск топит. Тут же повернул машину назад, ведь дома остались жена и сын, 90-летний тесть. На подъезде к городу путь преградил полицейский: в город нельзя, там вода. Александр Максимович долго не раздумывал, только бросил служаке:
- Если хочешь, стреляй. В спину. А в город я поеду, там семья.
Стрелять не стали, пропустили. Направился сразу к тестю. Жена паниковала: папа не отвечает на телефонные звонки. К домику старика Александр едва пробрался – кругом стояла вода. Тесть спасался на печке. А вода прибывала буквально на глазах, дошла уже до середины окон. Ветеран чуть не плакал: утонули куры, собака. Телефон выпал из кармана, когда в спешке, в темноте пытался собрать документы.
На свой хутор Верхнеадагум, что в трех километрах от Крымска, Александр попал на рассвете. Жена Татьяна вычерпывала воду с веранды, под водой 10-сантиметровым слоем лежал ил. Подвал вместе с припасами затопило полностью. Огород буквально смыло, ни одной грядки. Колодец забило илом. Растерянные и измученные не знали, чего ждать еще, к кому обратиться за помощью. Чуть позже кто-то привез хлеб – по 20 рублей за буханку.
- А потом нам сказали, что это была гуманитарная помощь, - горько усмехаются пенсионеры, - но один из соседей воспользовался ситуацией и таким образом подработал. Питьевой воды не было, питались тем, что сохранилось в доме. 19 июля на хутор прибыла комиссия МЧС, а 4 сентября нам выдали справку о том, что наш дом находился в зоне затопления.
Согласно этому документу, пострадавшие должны были получить компенсацию в размере 150 тысяч рублей на каждого члена семьи. Большинство финансовую помощь получили, но не все. В число невезучих попали и Сергиенко.
- В середине сентября мы еще были в списках на выплату компенсации, а в начале октября уже нет, - рассказывает Татьяна. - В администрации заявили, что нам вообще никакой компенсации не положено, так как мы не прописаны в этом доме (в доме прописан только сын, он же является и застройщиком, а родители прописаны в городе). Ну и что? Мы там уже 12 лет живем. Вышли на пенсию и поселились на хуторе. Огород, сад, пчелы - со своим хозяйством пенсионерам легче выживать. Словом, нам пришлось подавать в суд об установлении факта постоянного проживания на хуторе. Потом прицепились к тому, что у нас фамилии разные. Я после регистрации брака оставила свою фамилию, что здесь такого? Суд вынес постановление: компенсацию выплатить, но наши фамилии опять непонятным образом исчезли из списков. А затем и вовсе сказали, что наш дом не попал в зону затопления. Как же так, вот он документ, выданный комиссией МЧС!
Татьяна показывает справку, подписанную и.о. руководителя управления по предупреждению ЧС и гражданской защиты Крымского района М.А. Кутеповым. Документ подтверждает факт нахождения дома Татьяны и Александра в зоне затопления 7 июля.
- Мы не требуем больше, чем нам положено по закону, - возмущается Александр Максимович.- Вернуть бы хотя бы затраты на бурение новых скважин для воды, завоз земли на огород, покупку холодильника, стиральной машины – они вышли из строя при затоплении. Да и ремонт проводить надо. Мы же не требуем новой квартиры или дома. Почему мы в списке то появляемся, то исчезаем вновь? Почему кто-то вдруг решил, что наше домовладение не попало в зону затопления? Оба соседских дома с одной и другой стороны, соседка на противоположной стороне улицы, напротив нас попали в зону, а мы нет. И это при том, что наш хутор топило с двух сторон одновременно.
Хуторянам действительно не повезло. Когда с гор хлынул бурлящий поток, никто не ожидал, что вода пойдет еще и с противоположной стороны. Но оказалось, что из берегов вышла не только речка Адагум, но и Баканка. В этот раз вода прорвала железнодорожную насыпь, которая всегда при паводке удерживала Верхнеадагум от затопления, и хлынула на хутор навстречу горному потоку.
Сейчас Верхнеадагум зализывает раны – кто-то ремонтирует дом и постройки. Кто-то приводит в порядок огороды и сады, а все вместе пытаются решить проблему защиты хутора от наводнений. Населенный пункт находится в опасной зоне и время от времени подвергается затоплению. Пока только расчистили русло реки Адагум. Но этого мало, считают жители они, и обращаются к властям, чтобы вокруг хутора построили систему гидротехнических сооружений для отведения воды. Обратят ли власти на предложение хуторян свое внимание, пока неизвестно.
Наталья Шейфер, «Искра» http://iskra-kungur.ru, г. Кунгур.
Фото автора.