Чайковскую спецшколу исключили из краевой целевой программы «Семья и дети Пермского края» и экспериментального проекта по снижению преступности в Пермском крае. Летом этого года воспитанники специальной общеобразовательной школе открытого типа остались без временного трудового устройства.
В июле этого года СОШОТ исполнилось 10 лет.
«Это школа не для трудных детей, а для тех, кому трудно!», – поясняют педагоги, когда впервые посещаешь это образовательное учреждение. О специальной общеобразовательной школе открытого типа многие жители Чайковского и ее воспитанниках ходит много различных «мифов». Мы их развеем вместе с.
Начнем с того, что в СОШОТ обучаются дети с так называемым (с научной точки зрения) девиантным поведением. Для полиции – это хулиганы, для учителей – «неформальные лидеры», оказывающие неблагоприятное влияние на одноклассников.
- А ведь они такие же, как и все, отличаются лишь тем, что их поведение отклоняется от при¬нятых в обществе стандартов и норм, – поясняет директор школы Александра Рыбакова. – Очень часто ребенок или подросток не может проявить и раскрыть себя в обществе, в котором растет. И возникает протест против всех: «Я не такой, как все. Я не хочу быть таким, как все. Примите меня таким, какой я есть. Мне больно, трудно… Услышьте меня». И если крик о помощи не услышан, то они объявляют свой протест через учебу, поведение, употребление алкоголя или наркотиков, бродяжничество. Ребят ставят на учет в комиссию по делам несовершеннолетних, за серьезные правонарушения отправляют в колонии. Хочу отметить, что воспитанник СОШОТ – это тот, у кого есть шанс измениться в лучшую сторону, так как ему предложат квалифицированную помощь.
- Здесь учатся особенные дети, – отмечает инспектор по делам несовершеннолетних, куратор СОШОТ Елена Котомкина. – Они требуют немножко больше тепла, ласки и внимания к себе. Эти дети обделены родительской любовью. И нужно отдать должное педколлективу, который находит к каждому ребенку индивидуальный подход. Если бы не было школы такого типа, что многие подростки остались бы на улице и не получили бы образования. Им всего-навсего коррекция поведения».
СОШОТ реализовывало до 2010 года программу развития «Школа как реабилитационный центр». Идея заключалась в реабилитации трудных девчонок и мальчишек, переведенных из обычных образовательных учреждений. Чтобы вернуть подростков вновь в тот социум, откуда они пришли, но уже социально адаптированных для жизни в обществе.
- Главное, – отмечает директор Александра Федоровна, – чтобы наши ученики должны почувствовать свою успешность как личности, не переступали черту закона.
В настоящее время создан проект новой Программы развития, в которой большое внимание уделяется гражданскому становлению воспитанников.
Чтобы подросток почувствовал себя успешным, необходимо развивать его личность разносторонне.
- Нетрадиционность состоит в сопровождении каждого нашего ученика, – поясняет директор школы. - Их у нас ежегодно обучается 60 человек, по 8-10 учащихся в одном классе. Некоторые дети в спешке за учебным информационным потоком иногда просто не успевают осваивать весь курс обучения. Поэтому они растеряны, им кажется, что они никому не нужны. А если еще в силу своих физических, психических особенностей ребенок начинает отставать в учебе, то он замыкается, начинает пропускать уроки и школу, чтобы избежать насмешек более успешных сверстников. «Двоечники» и «прогульщики» попадают в разряд «трудных». Хорошо, если семья поможет преодолеть возникшие проблемы ребенка, а если нет? Тогда подвалы и подъезды домов, бродяжничество… У нас детей встречают воспитатели, которые морально поддержат, проводят в класс. Потом с ребятами пообщаются социальный педагог и психолог. Важно ежедневно создавать для каждого ситуацию успеха. Ведь любой ребенок уникален, и у него всегда есть шанс в чем-то проявить себя.
- Столько души, сколько отдают ваши педагоги, нет ни в одной школе, – говорит бабушка выпускника школы Ефима Ушакова, Валентина Миронова. – Давая общую оценку школе, выбирают показатели участия в олимпиадах, успеваемости и т.п., при этом забывают спросить самих детей. А где оценка «души»? Как к школе относятся сами ученики, никто и никогда не знает.
Начиная с 7-го класса, воспитанники по своему выбору получают подготовку по двум профессиям. После успешной сдачи экзаменов по профессии получают свидетельство о присвоении квалификационного разряда. Кроме того, в 8-9-х классах проводится предпрофильная подготовка. По итогам государственной (итоговой) аттестации, прошедшей в 2012 году, ни один выпускник не получил на экзаменах «двойку».
После уроков дети могут выбрать дело по душе, участвуя во внеклассных мероприятиях, различных секциях и кружках. В этом году запускается новый проект - «Преодоление» на профилактику преодоления тяги к табакокурению, алкоголю и токсикомании.
Однако в школе нет фельдшера. В детской поликлинике, куда обращались педагоги, сообщили, что у них нет кадров. А ведь здесь обучаются дети и с физическими нарушениями в здоровье. На линейке 1 сентября мальчику стало плохо, пришлось вызывать «скорую помощь». А в школе простаивают два лицензированных медкабинета.
Во-вторых, нет спортзала. Занятия по физической культуре проводятся частично на улице (обустроена своя спортивная площадка), частично на договорных условиях в клубах по месту жительства. Хотя систематически пополняется спортивный и туристический инвентарь.
ГАзета "БДТ-59"
На фото 1: директор Александра Федоровна Рыбакова; на фото 2 - инспектор по делам несовершеннолетних, куратор СОШОТ Елена Ефимовна Котомкина.