Жители Моховского поселения в Кунгурском районе не первый год жалуются на дым. Но их словно никто не слышит.
Нотки сероводорода
Для жителей сел Моховое и Сылвенск – не до работы в огородах. В любое время их может накрыть дымовой волной из труб асфальтового завода.
- Последние годы я окна в доме даже не распечатываю, - говорит житель Сылвенска, пенсионер Геннадий.
Валерий Попов, дачник из Перми, поддерживает соседа: чадящий дымом завод существенно осложняет жизнь. Вроде бы и расстояние от их домов до «коптелки» не маленькое – метров 400- 500 по прямой, но если ветер в их сторону...
Вечерами, по рассказам местных жителей, опоясанное речкой село погружается в туман. И в низину, где расположена большая часть домов, опускается смог.
Чем пахнет асфальтовый дым, селяне определить затрудняются. Одни находят в нем «ароматы» мазута и гудрона, другие улавливают нотки сероводорода. Но мнение у всех одно – запах невыносим.
Два года назад от выбросов завода пострадала дети, игравшие на детской площадке, начали чихать и кашлять. Люди вышли на митинг. В прошлом году организовали пикет. Но на пахучую деятельность завода это никак не повлияло.
Не заметили сельцо-то…
В 2013 году государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края провела административное расследование. Оказалось, что в проекте нормативов предельно-допустимых выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу, разработанных ООО «Пермстройиндустрия» для АБЗ «Моховое» и утвержденный управлением Ростехнадзора в 2009 году до 30.11.2014 года, закралась ошибка. В проекте указано, что ближайшие жилые дома с. Моховое расположены в 500 метрах от границы предприятия. То есть на бумаге санитарно-защитная зона соблюдена. Инспекция выдала разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух № 531. Иными словами, благословила завод на работу. В рамках административного расследования государственный инспектор установил, что помимо села Моховое, есть еще и Сылвенск, жилые дома которого находятся в 100-150 метрах от границы завода. Об этом проектировщики скромно умолчали. Просматривается вполне очевидное сокрытие фактов. На основании этого инспекция могла бы прекратить деятельность завода, отказав в разрешении на выброс загрязняющих веществ на следующий год. Однако вместо этого пробы промышленных выбросов асфальтобетонной установки «Тельтомат» на источнике и пробы атмосферного воздуха в контрольных точках на расстоянии 50 и 100 метров от границы предприятия отбирали в октябре. Как утверждают местные жители, осенью завод не работает, да и направление ветра в этот период в сторону от жилого сектора. Поэтому нет ничего удивительного в том, что концентрация пыли неорганической, оксида углерода и прочих вредных для здоровья веществ оказалась ниже установленных нормативов.
Очнулся и задымил
Асфальтобетонный завод был построен в 80-е годы и уже тогда нарушал санитарно-защитную зону. Говорят, чтобы местные органы власти и население дали согласие на строительство, им обещали «закатать» все улицы в асфальт. Завод поставили, а про обещания забыли. В 90-е годы завод несколько раз перепродавали. Разбирали и вывозили оборудование.
В 2007 году председатель комитета по охране окружающей среды Владимир Севастьянов, на том месте, где сейчас находится АБЗ «Моховое» обнаружил самовольное строительство предприятием ООО УПТК «Трансстройкомплект». У хозяев строящегося завода отсутствовали документы: акт выбора земельного участка, согласованный с надзорными органами и утвержденный администрацией района, положительное заключение государственной экологической экспертизы и разрешение на строительство. Материалы проверки направили в прокуратуру и Роспотребнадзор. Но вот завод снова дал о себе «знать». Точней, нюхать.
В 2013 году городская прокуратура определила, что не соблюдается санитарно-защитная зона, нет санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны, подтверждённого результатами натурных исследований и измерений, предприятие не провело лабораторные исследования атмосферного воздуха. Не разработан согласованный проект предельно-допустимых выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу. За нарушения ООО «Снабкомплект -Трейд» получил предписание об их устранении в срок до 1 октября 2014 года со штрафом в 10 тысяч рублей. Но завод также исправно дымит.
Власть хмурит брови
- В Роспотребнадзоре ссылаются на занятость и устаревшее оборудование, - говорит один из активистов Наталья Попова. - И предлагают за свой счет заказать и провести экспертизу. Мы не против работы завода, но пускай собственник установит фильтры, перейдет на газ. Почему он, извлекая прибыль, нарушает наше конституционное право на здоровую среду?
Поток жалоб от жителей Моховое и Сылвенск в поселенческую и районную администрации не прекращается. Там хмурят брови, но повлиять на деятельность завода не могут.
- Мы не имеем права вести контроль или вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий на территории Кунгурского района, - говорит консультант по охране окружающей среды администрации Кунгурского района Екатерина Трофимова. - Потребовать документы, и провести проверку предприятия могут только краевые структуры. Мы можем выехать на место, составить акт или протокол и отправить его в природоохранную организацию.
По словам районного эколога, на скорую реакцию краевых структур рассчитывать не приходится. Акт о нарушении футболят по инстанциям. Из Роспортебнадзора в инспекцию по экологии и природопользованию, оттуда – в Росприроднадзор и далее. Когда через несколько месяцев на место выезжают специалисты, то, как правило, ничего не обнаруживают.
А дым завода вам и сладок и приятен?
Собственник завода Артем Виноходов доказывает: дым от асфальтового производства не настолько опасен, как кажется жителям.
- Все документы, дающие право на работу завода, у нас имеются, - говорит он, - если бы мы что-то нарушали, нас давно бы закрыли. Жалобы поступают не первый год. За сезон экологи проверяют нас не по одному разу. И ничего опасного для жизни и здоровья жителей не обнаружили. Чтобы уменьшить негативное воздействие на окружающую среду, установлен циклонный фильтр первого уровня очистки, который задерживает крупные частицы пыли. В планах на следующий год внедрить фильтр второго уровня. Соглашение о сотрудничестве уже подписано.
Предприниматель утверждает, что активисты не совсем правильно трактуют СанПины, касающиеся понятия санитарно-защитной зоны. Они носят рекомендательный характер для строящихся предприятий, а завод стоит здесь уже не один десяток лет. Кроме этого, размер санитарно-защитной зоны можно уменьшить, если удастся доказать, что выброс веществ в контрольных точках замера не превышает предельно-допустимых концентраций. Пока превышений ПДК вредных веществ не были обнаружены.
Однако терапевт-участковый Моховской поликлиники Елизавета Мартюшева возражает:
- По данным всемирных исследований, частички асфальтовой пыли оседают не на проезжей части, а в жилой зоне. Из-за чего дышится намного тяжелее, ухудшается насыщение крови кислородом, что приводит к заболеванию верхних дыхательных путей, к развитию сердечнососудистых заболеваний. В селе Моховое за последний год впервые выявлены заболевания хронической обструктивной болезни легких – два случая, бронхиальной астмы – два случая, одно онкологическое заболевание легких, три инфаркта. От онкологических заболеваний легких и верхних дыхательных путей умерло три человека.
Частички пыли оседают на слизистых оболочках и коже, что приводит к конъюнктивитам, кератитам, к аллергиям неутонченного генеза, как у детей, так и взрослых.
Юрий Купреев, «Искра» http://iskra-kungur.ru/all/2015/08/14/12421/
Фото автора