Кунгуряк Александр Старков не может добиться объяснений от своей страховой компании о правильности насчитанной ему суммы за обязательное страхование автогражданской ответственности.
Такая разная страховка
Почти десять лет прошло с момента введения закона об обязательном автостраховании, но не многие автолюбители могут точно сказать, что это такое и как рассчитывается стоимость полиса. Страхуя свой автомобиль, большинство даже не задумывается, за что платит деньги. При этом недобросовестный страховой агент может накинуть пару лишних сотен за страховку и по «чистой случайности» лишить всех скидок, положенных за безаварийную езду.
В этом на собственном примере убедился Александр Старков.
- Раньше особенно не смотрел, за что я платил, - говорит Александр. - В компании называли сумму, я отдавал деньги. Со временем, общаясь с другими водителями, узнал про скидки за безаварийное вождение и понял основной принцип расчета ОСАГО – стоимость полиса во всех компаниях должен быть одинаковым. А у меня получилось так, что за две равные по мощности и возрасту машины я плачу разные суммы.
У Александр две машины отечественного производства - ВАЗ 21099 и ВАЗ- 21093, мощность двигателя у них одинаковая. Соответственно, и сумма страховки с учетом территориального коэффициента, скидки за без аварийное вождение, водительского стажа и возраста должна быть одинаковой. Но за «девятку» в прошлом году с него взяли 1742 рубля, а за «99-ю» - 2069 рублей.
- В 2011 году перешел в компанию «Росгосстрах», в страховом полисе у меня стоял 5-й класс аварийности, - рассказывает Александр Старков. - Это давало небольшую, но все-таки скидку. Но в 2012-ом меня ни с того ни с сего этой скидки лишили, насчитывая сумму страховки на одну машину. То есть, как будто на одной машине я побывал в аварии, на другой – нет. Но ведь этого быть не должно. Класс аварийности рассчитывают на водителя, а не на его машину.
В течение последующих лет разница в суммах росла. На один автомобиль страховой агент учитывал коэффициент бонус-малус (скидку за безаварийное вождение), на другой - нет.
В «Россгосстрахе» водителю назвали случившееся ошибкой, но перерасчет делать не стали. Мол, что теперь у него 3-й класс аварийности, он лишен и той небольшой скидки. Но почему тогда одном полисе учитывается скидка, в другом – нет?
Где бонус-малус?
Что такое скидка за безаварийное вождение – бонус-малус? Коэффициент бонус-малус – это один из расчетных коэффициентов, который применяется при расчете стоимости полиса ОСАГО. Продлевая ОСАГО, страховой агент учитывает аварии за прошедший период. Для чего это делается? За каждый год безаварийного вождения нам полагается скидка. При правильном расчете, используя этот коэффициент, можно сэкономить до 40 процентов стоимости ОСАГО. Проще говоря, «малусы» - это штрафы, а «бонусы» - это скидки. Этот коэффициент отображает степень опытности страхователя-водителя и основан на количестве ДТП (или отсутствии таковых), случившихся с участием страхователя, где он был признан виновником ДТП, в том числе и в случае обоюдной вины всех участников ДТП.
По сути, это единственный коэффициент, позволяющий снизить стоимость страховки. «Малуса» у Александра Михайловича быть не должно: в авариях он не участвовал. Тогда в чем же дело?
Дорогая ошибочка
По базе данных РСА (Российский союз автостраховщиков, куда страховые компании направляют все данные о своих клиентах) выяснили, что у Александра 5-й класс аварийности. Тогда при расчетах должен применяться коэффициент – 0,9. Небольшая, но все-таки скидка. Но вот с абсурдной ситуацией, когда за две почти одинаковые машины он платит по разным классам аварийности, разобраться не смогли.
- Водители очень уязвимы, - рассказывает директор страховой компании Ольга Герман. - Все зависит от добросовестности страхового агента. Именно страховой агент направляет все данные в единую базу данных – РСА. Одна ошибка, умышленная или нет, обнуляет все скидки. И добиться справедливости в таком случае бывает очень трудно. Совет один – внимательно относиться к выбору страховой компании.
Недовольство деятельностью «Росгостраха» растет. Напомним, газета "Искра" уже писала о неправильно насчитанной сумме страховки. Тогда, после придания дела огласке владедице авто вернули документы и деньги. По всей видимости, случай этот не единичный. На сайте http://www.znay.ru опубликованы жалобы автовладельцев на недобросовестную работу компании: «… Агенты компании не только не применяют положенный бонус-малус (КБМ), но продают полисы ОСАГО только вместе с полисами добровольного страхования от несчастного случая, что прямо противоречит действующему законодательству, т.к. является навязыванием услуги».
Вот отсюда, возможно, и разница в суммах страхования.
Сейчас Александр Старков подыскивает другую страховую компанию, в которой, как он надеется, смогут доходчиво объяснить, по каким тарифам и коэффициентам он платит по ОСАГО.
Юрий Купреев, «Искра» http://iskra-kungur.ru
Фото: skidkoman.com.ua