Коллега рассказала, что не может попасть с дочерью на прием к детскому стоматологу: талон на лечение зубов никак не взять, хоть с ночи очередь занимай. А на встрече с депутатом ЗС Пермского края Даутом жители поселка Углеуральский жаловались: чтобы удалить зуб, надо ехать в Губаху.
А ведь, имея медицинский полис, имеем право на обслуживание в самой обычной стоматполиклинике. Право-то имеем...
Для понимания: стоматологи, как и ты – заложники Системы. И Система эта не учитывает, что у тебя неожиданно заболел зуб. Она считает заработок стоматолога в неких УЕТ* – условных единицах трудоемкости. По муниципальному заказу на каждого врача рассчитано определенное количество таких единиц.
Например, операция шинирования (хирургия) за трудоемкость оценена в 6 единиц УЕТ. Но временные затраты на нее не должны повлиять на обычный прием пациентов хирургом. Только Система на то и Система, чтобы иметь «ножницы»: зарплата стоматолога зависит и от посещаемости. А та установлена совсем не по факту, когда на прием к зубному врачу, кроме горожан, едут люди из поселков.
Хирург, например, принимает до 48 человек в день. Хотя на население Губахи должно бы работать три специалиста. И врач «по совести» и по закону должен принять всех, у кого заболели зубы.
Теоретически у хорошо работающего врача должны быть большие стимулирующие надбавки к зарплате. Но размер стимулирующих выплат в I-ом квартале невелик – трое врачей уезжали на учебу. Если в прошлом году доплаты по проекту модернизации здравоохранения шли адресно – врачам, то сейчас стимулирующие выплаты надо распределить между всем персоналом. Планка «минималки» (МРОТ) поднялась, некоторым техническим работникам пришлось доплачивать до ее уровня – и это создало нагрузку на бюджет поликлиники. В крупных краевых (в том числе частных) поликлиниках такой задачи нет. Поэтому стоматологи в Губаху, мягко говоря, не рвутся.
Частные стоматкабинеты по большей части предлагают лечение зубов и услуги ортодонта. Там нет хирургов и детских стоматологов (узких специалистов). Иметь их в частном зубоврачебном кабинете невыгодно, поскольку на любой вид врачебной деятельности нужна особая лицензия. А это затратно.
Главврач Губахинской стоматполиклиники Ольга Кочкина поясняет:
– Во-первых, врач для получения специализации должен примерно полгода проходить ее на базе одной из поликлиник в Перми, во-вторых – это наши денежные затраты, а у нас сейчас и так несколько врачей учатся. Березниковское медучилище больше не готовит стоматологов, их надо приглашать из Пермской медакадемии, причем они обязательно должны пройти интернатуру. Наконец, у нас просто не хватает врачей на приеме.
Чтобы заработать на оплату труда санитарок, техничек, бухгалтеров, на развитие поликлиники, врачей должно быть много. А у нас не так давно город покинула детский врач-стоматолог, сейчас замену ей нашли, хотя попасть на прием все еще сложно. Единственный хирург пока работает сверх всяких нормативов.
Ольга Кочкина рассказывает:
– План за прошлый год нами был выполнен на 91 процент – это много. По договору медицинского страхования деньги поликлинике перечисляются только за конкретную работу специалистов, с учетом УЕТ и количества обслуженных пациентов. Учет идет по статталонам, их врач должен вовремя заполнить на каждого пациента. Эта «бумажная» работа тоже требует времени. Зарплата всего остального персонала поликлиники во многом зависит от того, как сработает каждый специалист-стоматолог.
Казалось бы, выход поликлиники на систему автономного учреждения должен был решить некоторые экономические вопросы. Но что-то энтузиазма по этому поводу в голосе главврача я не услышала. Сейчас в стоматполиклинике будет введена новая система оплаты с повышением оклада. А еще бродит мысль о слиянии поликлиник. Идет обсуждение на собраниях коллектива.
Много ли это даст, если врачей-стоматологов, что пополняют общий «карман» поликлиники, в городе остро не хватает? Проблема эта не только губахинского уровня, а и краевого. Что и говорить, когда в стоматологии своя зубная боль, ей не до нашей.
КСТАТИ
Как в других городах Пермского края?
В Добрянской стоматполиклинике доход поликлиники складывается так: 50 процентов из ОМС (страхование), 50 процентов - платные услуги. Около 70 процентов от бюджета идет на зарплату персонала. Если врач принимает количество пациентов больше нормы, то переработка соответственно оплачивается.
За работу с детьми стоматологам предусмотрена доплата 25 процентов. В Добрянке есть стоматологические кабинеты в школах. В город переехали два врача-стоматолога из других районов, администрация помогла с квартирами для них. В 2012 году добрянские стоматологи получали доплаты из городского бюджета. Возможно, помогает здравоохранению то, что лобби обеспечивает главврач А. Дозморов как депутат местной Думы. Но в Добрянке не хватает младшего медперсонала.
Людмила Киякова, "Уральский шахтер" http://www.ural-shahter.ru г. Губаха.