Аркадий Константинов,
независимый журналист,
г. Пермь.
Лион Фейхтвангер очень точно заметил: «Национализм – такой инструмент, на котором может прекрасно играть даже самая неискусная рука». В этом в очередной раз убеждает ретроспектива современных прикамских СМИ.
Официозные и близкие к ним издания, начиная с сайта краевой администрации, подчёркнуто политкорректны в подаче и оценке фактов. Так, они со скучнейшим единообразием продолжают сообщать о заседаниях чиновников и общественников с повесткой типа «О гармонизации межнациональных отношений». То же самое – сайты и пресс-релизы силовиков-правоохранителей – РУ ФСБ, ГУ МВД РФ (и его же орган – еженедельник «Досье 02»), СУ СК РФ, УФСКН РФ. Они не акцентируют внимания на этнической и, тем более, конфессиональной принадлежности участников описываемых событий, а упоминание таковой, сопровождается комментариями типа «нет плохих наций», «преступники не имеют национальности». В прошлое ушёл «перл» «лиц(о)а кавказской национальности». Налицо также их стремление упредить далеко идущие выводы других СМИ, разброс позиций которых куда как шире.
Напомню о почти «дежурных» сюжетах. Во-первых, о Дне ВДВ (2 августа), зачастую оборачивающемся не только куражом ветеранов «войск дяди Васи» в духе «покажем инородцам их настоящее место», но и стычками. Многие издания описывают такое, в том числе, «авансом», почти предвкушая, не скрывая симпатии к «молодцам-десантникам». Во-вторых, о Дне народного единства (4 ноября). На деле – потенциально конфликтогенном. При всём стремлении «солидных СМИ» региона выглядеть сдержанными и объективными, даже они, вольно или невольно тиражировали лозунги участников «русских маршей» и пикетов, сообщают о реакции на них населения. Кстати, организаторы подобных мероприятий и рассчитывают на то, чтобы «поярче засветиться» и «погромче пропиариться». Полагаю, именно данная сверху «отмашка на умолчание» явилась одним из факторов того, что «русские марши» в Прикамье сходят на нет.
Локальный, время от времени всплывающий типаж: злой чужак имярек наших добрых мальчиков безнаказанно бил, бьёт и впредь бить собирается. Попеременно в качестве такового выступают то чеченцы, то «даги» (на авиабазе «Сокол»), то цыгане...
Резки и прямолинейны – вплоть до агрессивной ксенофобии издания, декларирующие необходимость «спасения русского народа», «противодействия этногеноциду». Так, не могут не тревожить фобии некоторых казаков. К примеру, на страницах газеты «Казак Прикамья» публиковались заявления вроде приводимого здесь: в условиях, когда «…Россия наводняется инородцами, ведущими за малым исключением, криминальную деятельность…, казаки остались … единственной силой, способной защитить интересы коренного населения, а значит – интересы Российского государства». И – далее – еще более амбициозно: «казачество – «возможно уже последняя сила, способная сохранить и возродить Россию как Великую Державу». (При этом грызущиеся между собой «батьки-атаманы» считают казачество особой этносоциальной группой, требуют от государства привилегий для него). Газета прекратила своё существование, когда на четыре года колонии осудили редактора таковой А. Мальцева. Выйдя по УДО, тот заявил, мол, собирается возобновить издание на прежних идейных основах. Констатировал: «В Прикамье имеются малочисленные группы казаков, пытающиеся чего-то сделать. Имеются отдельные казаки-личности, живущие своей жизнью, не желающие иметь ничего общего с абсолютно неавторитетными руководителями так называемых организованных казачьих обществ. Власть в упор не видит казачье движение в крае. Казачьих лидеров, могущих повести за собой, вступить в диалог с властью во благо казаков, нет».
Повышенную «этноозабоченность» проявляют органы Пермского регионального правозащитного центра - газета «За человека» (с 2016 г. выходит лишь её интернет-версия) и информационное агентство «Перископ». Их отличают нарочитая скандалёзность, ксенофобия, разухабистый лексикон. Картина будет полной если добавить к ним эпатажную страницу «В контакте» редактора вышеуказанных СМИ – Романа Юшкова. Вот, к примеру, о сносе исторического здания (ранее там располагалось Пермское речное училище) собственником последнего И. Колесниковым – с применением «бульдозеров и банды армянских абреков». Вот волна «антихасидских обличений» и панегириков «истинно русским активистам», применяющим методы в спектре от протестного пикетирования до закапывания свиной головы и разбрызгивания свиной же крови на участке, предназначенном для строительства культурно-делового центра еврейской общины «Хабад Любавич». Кстати, ряд прикамских СМИ таки поддались соблазну ретранслировать эту информацию.
Характерно «СМИщение» позиций «Звезды». Если до 2009 г. газета просто излагала основные положения, звучавшие на «Русских встречах», интервьюировала ведущих, то затем последовали пространные благожелательные комментарии и, наконец, открытая солидарность. Именно «Звезда» опубликовала, «взрывную» и вызвавшую уголовное преследование статью всё того же Юшкова «Истерия по-пугачевски». Материал посвящен конфликту в г. Пугачеве, где после убийства одного из тамошних жителей выходцем из Чечни начались массовые выступления с требованием выселить из города всех чеченцев. Юшков утверждал, что местное население (в том числе, в прикамской «глубинке») затравлено кавказцами, которые ведут себя как оккупанты. Отповедь ему если и звучала, то со страниц экспертных заключений присяжных лингвистов, широко известных в узких кругах. Суд воздал должное и автору, и газете. Первый не унялся; вторая стала куда сдержаннее. Очередные тому подтверждения номера за 1 и 2 декабря 2016 г., где даётся отповедь призывам «прекратить кормить Кавказ», восторженно говорится о патриотизме чеченцев, приводятся исключительно лояльные мнения о «Российской нации». «Звезда» дозировано предоставила различные мнения, но не экспертов, а представителей различных слоёв населения и этнопринадлежности, к примеру, татар. Секретарь Русского национально-культурного общества А. Жохов: «определение «русский» имеет собирательное значение», Е. Витюгов: «Россия – многонациональное , поэтому для некоторых слово «русский» не может выразить точно их идентичность. Слово «россияне» для обозначения всех нас вполне подходит». Виновников бед русского народа в «Звезде» теперь принято искать не среди «инородцев-иноверцев», а среди самое себя. Так, в материале о нарастании числа «бездетных русских баб» - всё того же Юшкова, оцензуренного редакцией - делается вывод об угрозе демографической катастрофы: «…Запущен механизм самоуничтожения…Маховик его раскручивается и раскручивается».
Вообще антисемитско-юдофобские и «антиинородческие» идеи в пермской журналистике если и проскакивают, то исподтишка. Гораздо чаще приходится сталкиваться с неприятием некоторых направлений деятельности сионистско-иудаистских и мусульманских организаций. Пример тому довольно продолжительное бурно-гневливое обсуждение планов строительства синагоги и мечети в Перми. В подтверждение приведем выдержки из материала информагенства «URA.Ru» от 21 июля 2014 г.: «Пермь готовится к существенным переменам в настроениях граждан и облика центра города, который они населяют. Этот момент наступит нескоро, но он неизбежен: столица Прикамья растет исключительно за счет мигрантов-мусульман. Часть из них уже живут анклавами и общинами, как правило, с религиозным лидером в центре. Представители исламского мира уже собирают деньги на строительство мечетей – А.К., дело за решением светских властей. Последние, сохраняя верность толерантности, готовы на все. От граждан же и их мнения пока зависит немногое». Приводится соответствующее мнение чиновника - начальника управления общественных отношений Пермской городской Думы Сергея Боталова и председателя Духовного управления мусульман Пермского края И. Бибарсова. Последний «…соглашается с тем, что скорее всего основными посетителями станут выходцы из исламских республик РФ и стран Средней Азии. «К нам на намаз собирается до 70 процентов приезжих, они более набожные. Будет намного лучше, если они выйдут из подвалов, в которых проповедуются радикальные течения и придут в мечеть, в которой проповедуется традиционный ислам». А каково мнение населения? «Жители краевой столицы… высказались резко против строительства мечетей. (…) «Кошмар, мечеть на Яблочкова. Там и так страшно жить», — пишет Н. Коркодинова. «Я каждый день хожу на работу мимо центрального рынка. Там по-настоящему страшно. Приезжие жадно смотрят на женщин, хватают за руки, мусорят, плюются, кричат. Если там еще и мечеть появится, то будет только страшнее. Я не хочу смотреть, как они режут баранов», — с явным раздражением в голосе говорит Ольга, работающая в одном из офисов неподалеку от рынка». Освещается и позиция тех, кого «URA.Ru» именует истеблишментом: «Бывший депутат, ныне лидер общественного движения «Выбор» Константин Окунев… считает: «Разрешая строительство культового сооружения в месте массового скопления и проживания верующих, власти лишь самостоятельно спровоцируют там появление гетто», — говорит политик…». И, в порядке некоего баланса: «Градозащитник, член комиссии по землепользованию и застройке Денис Галицкий напротив не считает, что строительство мечети спровоцирует появление в районе центрального рынка иммигрантское гетто… «Скорее гетто могут появиться на территориях садовых кооперативов в черте города. Там можно купить земельный участок за 300 тысяч рублей, еще за 200 тысяч построить хижину из подручных материалов. Мы уже наблюдаем это», — говорит эксперт и заявляет, что в связи с этим строительство мечетей в центре города — скорее удачное решение».
Своеобразным ретранслятором и, шире, барометром умонастроений «этноактивных» кругов являются интернет-отклики под статьями, «живые журналы», блоги, страницы и т.п. Так, упомянем группы «Русская Пермь», «Русский Кунгур», «Русские Березники», «Народный Собор» г. Лысьва, «Черная Сотня» (Соликамск) и др. Правда, в последнее время они, в основном, выясняя отношения меду собой, «варятся в собственном соку».
Определённая скандальность взаимоотношений лидеров полиэтничных мусульманских паств Прикамья некогда обусловливало интерес к ним со стороны ряда СМИ. Особенно когда с резкими заявлениями против «пришлых» и «засланных» «интриганов» и «раскольников», «поддерживающих экстремистов-«ваххабитов», выступал муфтий Мухаммет-Гали Хузин. Сейчас «тёрки» носят «подковёрный» характер, в том числе, с «сигналами в компетентные органы». Хотя не обходится и без «вбросов» со стороны. Процитирую, относящийся к декабрю 2016 г. источник из социальных сетей - обращение к «дорогим землякам - татарам и башкирам», которые, перед лицом, «чёрной колонизации» «ведут себя как полные лохи, пытаясь объединяться и вести общую игру с мигрантами». «В этой игре вы обречены на проигрыш. (…) Тем, что формально уммой (общиной верующих – А.К.) руководят пока ещё татарские муфтии, вы обязаны исключительно русским, в том числе пермским чиновникам и спецслужбам, которые как-то ещё поддерживают… статус-кво. Но ситуация… меняется. В лучшем случае татарам и башкирам доверят подметать пол в тех мечетях, строительство которых вы сейчас пробиваете в Перми. В худшем — вас будут сбрасывать с минаретов, чтоб не путались под ногами». Вывод: «К вам звиздец спешит ещё быстрее и увереннее, чем к нам, русским».
Показательны состояние малых этнообщин и их пиар. Некоторые, к примеру, грузинская, после «Пятидневной войны» в Южной Осетии (2008 г.) фактически распалась, «погас» её орган – «Камис Схиви» («Луч Прикамья»).
Местные осетины, среди которых немало ярких личностей, вроде солиста Пермского театра оперы и балета В. Тайсаева, так и не раскачались на то, чтобы завести свои «информканалы».
Армяне сильны группой своих интеллектуалов. Многие годы строят в Перми свой храм. Хотя выпускают лишь разовые издания, к тому, чтобы в позитивном свете «засветиться» в СМИ относятся с повышенным вниманием. Лишнее подтверждение тому – состоявшийся 24 ноября 2016 г. 1-й конкурс представительниц народов Прикамья «Пермская краса», победительницей которого стала армянка Каринэ Агаджанян. В интервью 59.ru ею было заявлено: «Меня отправили на конкурс представлять свою диаспору, и я считаю, что это большая честь (…) Мы стараемся поддерживать нашу самобытность и хотим, чтобы люди не забывали свои корни. Хотим создать маленькую Армению в Пермском крае».
Особо - о евреях Прикамья. Глава регионального иудейского общества Е. Бурштейн оценивает их количество примерно в 2600. При этом ставит знак равенства между этническим и конфессиональным понятиями «еврей» и «иудей». То есть «светско-культурное», не «осинагоженное» еврейство фактически «за кадром», считается «растворившимся» (ассимилированным). Издаваемая при содействии администрации губернатора «пермская еврейская газета» «День за днём («Ёи-ём») старается избегать «острых» тем, полемики (с «хабадниками», например). Зато интересно подаются информация о текущих мероприятиях, персоналии, рецепты блюд и т.д.
Довольно слаба, маловразумительна и разова оказалась реакция на проявления «коми-пермяцкого местечкового патриотизма» (если они вообще сколь либо распространены, а не «раскручиваются» отдельными тамошними ностальгирующими бюрократами). Речь о сообщении агентства ura.ru от 18 июня 2013 г.: «В г. Кудымкаре… на стенах домов появились надписи с антирусскими призывами: «Русские, вон из Пармы!» и «Парма - для Коми!». (…) Эксперты полагают, что появление таких лозунгов может быть вызвано разочарованием жителей Коми-Пермяцкого округа... После объединения… в единый субъект федерации - Пермский край - жителям округа был обещан значительный рост уровня жизни. Однако… округ, по-прежнему, остается одной из самых бедных территорий Прикамья… Ни прежний губернатор края ОлегЧиркунов, ни нынешний – Виктор Басаргин - не смогли вывести эту территорию из депрессии». Это сказывается и годы спустя. На конференции нелицеприятно говорилось: округ можно сравнить с закипающим чайником; а ну как снесёт крышку?!..
Отражается ли тема необходимости приложения усилий, направленных на гашение этноконфликтов, на гармонизацию отношений между людьми разных национальностей? И да, и нет. Ведь смысл одних и тех же понятий у разных авторов подчас диаметрально противоположен. Средства и методы предлагаются большей частью из арсенала «тащить и не пущать». В таких условиях СМИ, претендующим на независимость и объективность, остаётся лишь излагать, почти не комментируя, точки зрения сторон.
Иногда приходится наблюдать и удивительное единодушие. Оно-то и тревожит. Вспомните, как летом-осенью 2013 г. буквально в едином хоре слились голоса наших СМИ, включая декларирующей верность пролетарскому интернационализму газеты «Коммунист Западного Урала» в восхвалении мер по депортации незаконных «гастарбайтеров» (а, заодно и остальных нежелательных мигрантов). Цитирую номер «АиФ-Прикамье» от 5 ноября 2013 г.: «Именно страхом во многом объясняется тот ажиотаж, с которым в крае, как и в целом по стране, разворачивается кампания выявления, «палаточной изоляции» и высылки нелегальных мигрантов. Тут своего рода перевод стрелок, поиск козлов отпущения. Борьба со среднеазиатскими гастарбайтерами позволяет выплёскивать накопившуюся агрессию. Потому что, в отличие от северокавказцев, они бесправны, зависимы от работодателей, чиновников, полиции. В поведении мигрантов не появилось ничего нового. Как верно отмечает один из исследователей, «эта тема отражает целый ряд подспудных колебаний в психике населения, что и дало взрывной рост внимания к ней».
Помнится, пишущая братия дружно присвоила титул «наркобарона» лидеру таджикистанской диаспоры С. Одинаеву. Между тем, процесс над ним закончился, уличить в распространении «белой смерти» ни самого «авторитета», ни лиц из его окружения не удалось. А ксенофобский осадок остался. Более того, - распространился на ни в чём не повинных бедолаг-таджиков, вообще «инородцев». Это «аукнулось» в декабре 2016 г., когда наши СМИ с явным неудовольствием сообщили: один из приближённых Одинаева через Европейский суд по правам человека добился от российских властей выплаты ему 10 тыс евро за необоснованный запрет на въезд в РФ.
Резюмируя содержание публикаций по анализируемой тематике, отметим следующее. Межэтнические отношения отнюдь не на периферии внимания региональных СМИ; внимание это «подогревается» при любом удобном информационном поводе, а некоторые издания возвращаются к ним постоянно и в мониторинговом режиме. Налицо крайности: либо официозно-идиллические описания жизни народов Прикамья, их взаимоотношений и отношений с «гостями», либо гипертрофия негатива. Аналогично – когда поднимается вопрос об этнической (и, в связи с ней, конфессиональной) принадлежности лиц и группировок криминальной направленности: либо «преступники не имеют национальности», либо последняя указывается как чуть ли не ментальная определяющая преступного поведения. С лёгкостью навешиваются ярлыки типа «ваххабиты», «оккупанты». Наблюдается явная гипертрофия «обличительно-лозунговой» публицистики в ущерб обобщениям и аналитике. В обозримой перспективе медиаситуация если и изменится, то незначительно. Разумеется, если не произойдёт очередной «массированный прицельный залп» взрывоопасного материала.
Доклад на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Роль СМИ в формировании национальной и гражданской идентичности» (Кудымкар, 16 декабря 2016 г.)