Анатолий Лосев
Проект «Воспоминания «детей войны»
Помню своё предвоенное детство – весёлое и суетное. Мне, сестре и младшему брату надо было поспевать за работой и частыми переездами родителей по городам Белоруссии. В Белоруссию судьба привела отца после тяжелейших окопных боёв в годы первой мировой войны и маму по законам царившего повсеместно хаоса.
В Белоруссии мой отец Александр Петрович получил хорошую армейскую профессию, дослужился до звания командира танкового полка.
До войны быт семей военных был хорошо организован. Создавались танцевальные и песенные ансамбли, «спорившие» между собой за места. В Белорусском военном ансамбле заметной была моя мама, красивая полячка с хорошим голосом.
Ей многие пытались подражать, в том числе и моя сестра Тамара. Её детским голосом была наполнена вся наша квартира. А мне отводилась роль папенькиного сынка, умеющего фантазировать лишь о танках. Все стулья и табуретки в доме я превратил в строительный материал для создания боевых машин, из которых можно было бесконечно стрелять по врагам.
Но вот танковый полк отца перебросили на границу с Ираном. Туда переехала вся наша семья – в страну безжалостно палящего солнца и непонятных ожиданий. Тогда скорую войну никто не ждал. Но она пришла как чума: внезапно, со страшным переполохом и нашей неготовностью к жестоким переменам. Мама позднее вспоминала, как по тревоге были подняты военные, как они срочно грузили на платформы танки, машины и другую технику для отправки опять в Россию.
А что было делать гражданскому населению? Семей военных в тот момент на родине не ждали. Остаться в чужой стране? Опасно. Тогда мать с двумя такими же жёнами военных и детьми решает ехать в Казахстан. Почему туда? Подсказала карта: это близко.
Казахи оказались добрым и чутким народом. Приняли беженцев радушно, как своих. В переполненной Алма-Ате военкомат нашёл всем жильё, где мы и провели первые два года войны. Наши семьи подолгу ждали вестей от воюющих мужчин.
Позже папа рассказал, что с ним происходило после расставания в Иране. Как его полку пришлось с ходу принять тяжёлые танковые бои под Ельней.
С нашей стороны это был быстро сколоченный резервный фронт, приостановивший натиск фашистских полчищ. Там же наши санитары, а затем врачи чудом спасли отца от последствий сильного ранения. На лечение отца переправили в Свердловск. И оттуда он пригласил нас всех к себе.
Можете себе представить, какой восторг вызвали скупые слова его приглашения у мамы и у нас, детей, истосковавшихся по отцовской любви и ласке. Ведь это значило, что он жив, здоров! Он ждёт нас, и мы скоро его увидим. Это ли не победа!
Но до Победы надо было ещё дожить. В Свердловске отец написал рапорт в Москву с просьбой отправить его на фронт. Но маршал Тимошенко был против: «Ты своё, Александр Петрович, отвоевал полностью, дай повоевать другим. А опыт твой нам ещё пригодится». И отцу снова доверили танковый полк. Но уже учебный. Что это значило? А то, что полк должен был стать в самые короткие сроки настоящей кузницей кадров.
Лично я это его назначение воспринял с гордостью и тревогой. Целыми днями отца не было дома: тренинги на полигонах, стрельбы, разборы занятий. И лишь поздно вечером - возвращение к семье на короткий отдых и сон.
Запомнилось одно событие в жизни полка. За успешное форсирование Днепра одному воспитаннику полка присвоили звание Героя Советского Союза. Кроме награды, командование предоставило ему десятидневный отпуск с правом посещения воспитавшего его подразделения. Представьте себе, какой переполох вызвало это событие в жизни будущих танкистов. Отец с гордостью водил героя по всем подразделениям полка. Внушал служивым - учитесь, ребята, и вас ждёт такой же успех, надо только любить своё дело, свою боевую профессию.
… Осенью 1943 года отец помог местной власти отремонтировать единственную в районе начальную школу. Вскоре туда пришёл и я, в первый класс. Но продолжить обучение я смог лишь после смерти папы. Не выдержало нагрузок больное сердце.
После прощального салюта над его могилой товарищи по службе предложили маме устроить меня в Казанское суворовское военное училище.
Произошло это за год до Победы, которую все мы так долго ждали.