Ольга Скачкова,
«Новое время»,
г. Кизел Пермский край
В 2015 году должны были заработать первые очистные сооружения на затопленных шахтах КУБа. Однако сооружения не построены, и вода с предельной концентрацией опасных солей поставила реки на грань экологической катастрофы.
Напомним, шахты закрывали поэтапно, начиная с 1993 года и по 2001 год. Откачка воды из шахт прекратилась, она быстро заполнила все пустоты и пошла верхом. Таких «источников» на территории КУБа - 14. Эту кислую воду и раньше сбрасывали в реки, но тогда концентрация опасных солей была ниже, она не успевала растворить много соединений. Сейчас же анализ вод показал перенасыщенность ими. Назрела экологическая катастрофа, так как объём вредных веществ, осевших в реках, составил миллионы тонн.
Методы очистки искали в ходе научно-исследовательские работы, даже начали строить одно из очистных сооружений. Но, выполнив строительство на 90%, бросили. Как оказалось — очень дорогая эксплуатация. На ветер выкинули более 138 миллионов рублей.
Металлы в осадок не пошли
В 2003 году Естественно-научный институт Пермского государственного национально-исследовательского университета разработал технологию простую и эффективную. Её суть в том, что кислые воды шахт гасятся отходами производства каустической соды, которую выпускают в городе Березники. Щелочные компоненты вступают в реакцию с кислыми солями, и в результате металлы выпадают в осадок. В реки сбрасывается практически чистая вода. Завод избавляется от отходов, а полученные в результате реакции вещества можно отправить на переработку. В выигрыше вроде бы все. Стоимость технологии — один рубль на один кубометр воды. Н, использовать её не стали. Почему? Неизвестно.
Эксперимент неудачен
В сентябре 2013 года правительство Пермского края заключило два контракта с обществом «ЭкоПромОйл» на подготовку и строительство промышленных установок очистки шахтных вод суммой почти на 120 миллионов рублей. А в январе 2015 года оба контракта расторгли по соглашению сторон, при этом бюджет оплатил часть выполненных работ более чем на 2 миллиона рублей. Узнать, что сделано, невозможно - телефоны компании молчат, а мобильный телефон директора сообщает о несуществующем номере.
В правительстве сказали:
- Произошла неудачная попытка построить экспериментальную установку.
Как оказалось, эксперимент закончился провалом по двум причинам: первая — начали возводить не имея сертификатов, без адаптации под конкретные условия эксплуатации, а вторая — проект для региона чрезвычайно дорогой в плане строительства и эксплуатации. То есть, выходит, проект перед заключением договора и не изучался.
Найти концы невозможно
С ведомствами, кто несет ответственность за проблемы КУБа, чехарда. Ранее им занималось министерство природных ресурсов РФ, сейчас всё передано в Ростехнадзор. В последнем уверяют, что слышат об этом впервые.
Между тем, 26 февраля 2013 года в силу вступило решение суда, согласно которому, правительство Пермского края и региональное министерство природных ресурсов обязано принять меры по охране восьми рек Кизеловского угольного бассейна: Северная и Южная Вильвы, Кизел, Большой, Верхний и Восточный Кизел, Косьва и Большая Гремячная «путём предотвращения их загрязнения, изливающимися шахтными водами Кизеловского угольного бассейна и ликвидации их последствий». Срок исполнения решения суда до 1 января 2017 года.
МНЕНИЕ
Академик Российской академии естественных наук, директор Камского научно-исследовательского института комплексного использования и охраны водных ресурсов Анатолий Лепихин комментирует:
- В бывших угольных шахтах Кизеловского бассейна содержится огромное количество серы. В результате химических реакций образуется серная кислота, которая вместе с водой изливается из шахт. Кроме того, в этих водах очень много железа и марганца. Уровень железа, по нашим данным, превышает предельно допустимую концентрацию в 10 000 раз. Реки, протекающие в этом районе, под воздействием шахтных стоков приобретают ярко-красный цвет. Водоёмы сейчас стали практически необитаемыми. А ведь по берегам этих рек живут люди, чьи заборы после ежегодного половодья становятся жёлто-красными. На огородах, попавших под такие разливы, как правило, ничего не сажают. Растёт число онкологических заболеваний, особенно среди детей. По сути, это экологические бомбы, заложенные в наших реках.
Кстати:
По данным Пермского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, за апрель 2012 года, предельно допустимая концентрация железа в реке Кизел была превышена в 2860 раз, марганца — в 655 раз, никеля — в 26 раз; в Северной Вильве: железа — в 209 раз, марганца — в 112 раз, никеля — в 4 раза; в Вильве: железа — в 292 раза, марганца — в 56 раз, никеля — в 4 раза; в Косьве: железа — в 20,3 раза.