Андрей Кудрин,
«Чусовской рабочий»
Г. Чусовой Пермский край.
Что бы ни говорило правительство - в России кризис. В Чусовом он, наверное, даже глубже, чем средний по стране. Напомним, что весной руководство Объединённой металлургической компании заявило о прекращении реализации проекта трубносталеплавильного комплекса, который называли «самым крупным инвестиционным объектом чёрной металлургии в стране». Некоторые чусовляне задумались о смене места жительства. В народе называются страшные цифры миграции – якобы из города уехало более 10 тысяч человек. Естественно, эти слухи только усугубляют тяжёлую ситуацию и не способствуют стабилизации обстановки.
Насколько в действительности уменьшилось население города, и как вообще изменилась жизнь чусовлян за первую половину кризисного 2015 года?
Население города отнюдь не уменьшается! Скорее, наоборот: за первое полугодие 2015 года по Чусовскому городскому поселению число прибывших составило 512 человек, а выбывших – 478: миграционный прирост – 34 человека. Выходит, массовый отток работоспособного населения если и есть, то уезжающих с перевесом сменяют прибывшие из других территорий. Эти данные косвенно подтверждаются Управлением федеральной миграционной службы в Чусовом, но плохо соотносятся с увеличением числа желающих продать квартиру. По данным риэлторских агентств, предложение по сравнению с прошлым годом заметно увеличилось, но продажи жилья упали до минимума.
После опроса в популярных группах «Чусовской рабочий» и «Чусовой» социальной сети «Вконтакте» мы сгруппировали разные сферы потребительского спроса и проанализировали каждый сегмент.
Карнавала не будет
На чём чусовляне экономят в первую очередь? Больше всего на отдыхе за границей. Логично, что люди переключились с внешнего туризма на внутренний – например, ожидаемо вырос спрос на путёвки в Крым.
Однако первая волна падения спроса прошла – и горожане, по данным некоторых турагенств, вновь понемногу начинают интересоваться предложениями турфирм. Особенно заметно это стало во второй половине июля. Очевидно, так действует на горожан сезон отпусков и не самое жаркое уральское лето.
Второе место – сфера развлечений, и без того не развитая в городе.
– Рынок сократился примерно в три раза, – рассказывает директор развлекательного центра «Юность» Лариса Погуляйло. – Люди стали меньше ходить в кино, в сауну, кафе, гораздо реже заказывают банкеты, уменьшилось число свадеб, предпочитают просто расписываться. В первую очередь это связываю с тяжёлой ситуацией на заводе. Однако ситуация понемногу выравнивается: чусовляне понемногу оправляются от шока. Но сказать, что в конце года ситуация значительно улучшится, я не могу.
Экономить население начинает на популярном сервисе доставки блюд на дом.
– Падение на уровне 30-40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – оценивает владелец кафе и службы доставки Владимир Воробьёв. – Это видно по популярному торгово-развлекательному центру: сейчас спрос в любой день минимальный.
Экономят ли чусовляне на подарках (цветы, ювелирка)?
– По сравнению с прошлым годом мы продали примерно в два раза меньше продукции, – говорит руководитель компании «Мегацвет» Роман Соколов. – Правда, по выручке сработали примерно также, но здесь дело в том, что выросли цены.
Соколов считает, что кризис на заводе дополнительно усугубляет ситуацию. Такого же мнения придерживаются и в ювелирных магазинах.
Айфон не по карману
Новые модные джинсы – не предмет первой необходимости, а потому сегмент потребительского спроса страдает в числе первых.
– Продажи наших арендаторов упали в среднем на 20-30 процентов, – подтверждает администратор по вопросам аренды Марина Юркина. – Связано ли это с заводом? Думаю, нет: схожая ситуация складывается и в Перми, и в Лысьве. Виноват кризис в целом. Люди начали экономить.
Многие предприниматели, владевшие несколькими точками, вынуждены сокращать их количество, сокращая при этом и число сотрудников.
Что любопытно – продажи бытовой электроники пострадали не сильно – и данные по Чусовому полностью синхронизируются с данными по краю и стране в целом.
– Продажи очень упали в первые пять месяцев 2015 года, – сообщает управляющая магазином Ольга Нестерова. – Но последние два месяца мы наблюдаем оживление, холодильники и морозильные лари пользуются стабильной популярностью. А вот, например, большие телевизоры стали покупать заметно меньше.
У продавцов мобильных телефонов заметное изменение структуры спроса: смартфоны так называемых B-брендов (к ним принадлежат Fly, Lenovo и Alcatel), особенно ценой до 10 тысяч рублей, впервые обогнали по объёму продаж A-бренды, к котом принадлежат, к примеру, Apple и Samsung.
А кушать хочется всегда
По данным Пермстата, в первом полугодии 2015 года жители Прикамья значительно экономили на свежих фруктах и овощах: продажи упали почти на треть. Рыбы и морепродуктов было продано на 22,9 процента меньше, чем годом ранее. Отдельной графой в опрос мы включили пункт «алкоголь» – и сделали это не случайно. По данным некоторых исследований, соотечественники привыкли к разнообразию и качеству выбора, в потребительской корзине этот пункт зачастую занимал не последнее место. Ситуация, опять же, повторяет «среднюю температуру по больнице» в стране – на алкоголе чусовляне экономят чаще, чем на продуктах питания.
Что касается продуктов в целом, то, согласно исследованию настроений потребителей в возрасте от 18 до 65 лет, подготовленному «Сбербанк CIB», 55% россиян стали покупать менее дорогие продукты, 53% посещают магазины с более низкими ценами, 50% – чаще или в больших объёмах покупают товары по акциям. Треть покупателей начала посещать большее количество магазинов и анализировать цены, столько же стали покупать больше товаров под собственными марками сетей – они, как правило, дешевле. А в целом потреблять меньше продуктов начали лишь 18%.
– Сказать, что люди стали намного меньше покупать мясных или молочных продуктов, а также хлебобулочных изделий, не могу, – комментирует предприниматель Олег Асманкин. – А вот продажи таких креветок, конечно, упали. Что касается алкоголя, то заметного снижения продаж также нет, всё-таки праздники никто не отменял. Другое дело, что сейчас наблюдается увеличение контрафактного алкоголя из Казахстана, который можно отличить по низкой цене. Нет у нас и запрещённых к ввозу в страну продуктов, видимо, они до нас просто не доходят и оседают в Центральном регионе страны.
Дно пройдено?
Какие выводы можно сделать в результате? Турбулентность в экономике есть, и это сказывается практически на всех сферах нашей жизни. Эксперты отмечают, что нынешний кризис серьёзно отличается от предыдущего: в первую очередь под ударом оказалась не сфера производства, а потребления: по данным статистики, оно сократилось значительно сильнее, чем в 2008-09 годах, и дно, по всей видимости, ещё не достигнуто.
Другое дело, что долго жить в состоянии ограничения человек не может, постепенно приспосабливаясь к новым условиям. По данным компании Initiative, уже в начале лета россияне стали меньше экономить на некоторых покупках. Однако по-прежнему экономят на питании вне дома, походах в кино и дорогой косметике.
Если говорить конкретно о Чусовом, многие, высвобожденные с завода люди, найдут работу (в городе или за его пределами) – и вновь поедут отдыхать, задумаются о покупке нового автомобиля, вспомнят о тех продуктах, в сторону которых запрещали себе смотреть. С этими выводами согласны многие из опрошенных. А, может быть, они просто выдают желаемое за действительное: как говорится, лучше ужасный конец, чем ужас без конца.
http://chrgazeta.ru/component/k2/зубы-на-полку/
Фото http://oldtext.whotrades.com/blog/43931542576