Юрий Купреев,
«Искра»,
Кунгурский район
Пермский край.
В честь юбилея Победы по Кунгурскому району прошёл автопробег «Забытая деревня, но не забытый солдат».
В Первом автопробеге, который состоялся 8 мая 2015 года, приняли участие 14 экипажей. Идея автопробега: проехать старыми проселочными дорогами по небольшим, заброшенным деревням и возложить венки к подножию памятников погибшим в годы Великой Отечественной войны.
- Цель нашего мероприятия - вспомнить историю Кунгурского района, забытые деревни, которых нет на современных картах. Там тоже жили люди, которые уходили на фронт, воевали, многие не вернулись. Также это и встреча с любителями бездорожья, - раскрывает идею автопробега организатор акции, директор «Автолицея-2005» Борис Булашов. И неожиданно добавляет: - Возможность проверить свои машины… Чтобы потом ремонтировать их долго-долго.
Как будто напророчил.
… Участники пробега, неоднократные победители краевых соревнований по джип-триалу – «капитан» Михаил Митюхляев и «рядовой» Сергей Николаев надели военную форму. Первый пункт назначения - деревня Исаковка.
Сиденье «УАЗика» насквозь мокрое – по словам Бориса Булашова, за несколько дней до автопробега шесть экипажей выехали прокладывать маршрут. В одной из стариц УАЗик ушел на дно речки. Машину вытащили, но ездить на ней уже было невозможно. И вместо похода в местные архивы, где Борис Булашов рассчитывал найти сведения о призывавшихся бойцах из забытых ныне деревень, пришлось ремонтировать «железного коня» - перебирать двигатель и задний мост.
… После Исаковки один из экстремальных маршрутов - путь до выезда на Садоягодное, в обход поселков Кирова и Дальнего. Полевая дорога – это ухабы, крутые подъемы и спуски, и долгожданная грязь (ну, не могут любители экстрима обойтись без нее). Не дорога, а скорее направление вдоль леса. Вот здесь-то и снисходит на нас «дух бездорожья». Машину кидает из стороны в сторону. Чудом не переворачиваемся на коряге. Еще метров 200 колеса лихорадочно месят грязь, пока мы не выползаем на опушку. Ждем идущие следом экипажи. Подсчитываем потери: у «Нивы» в дороге отпало колесо. Накануне недокрутили, признаются гонщики. На ходу поменяли. Поставили меньшего диаметра. И чтобы не задерживать колону в пути, решают дохромать до следующего привала. Потому что колонну ждут в поселениях.
…. Через деревню Сухая речка выезжаем на Троицк. Переправляемся через речку Кунгурку. Неподалеку, в пойме реки, находится историческая родина Кунгура, именно там было образовано первое поселение – Кунгур.
Возле Троицка у «Нивы» меняют «хромое» колесо на соответствующее по диаметру. Колонна трогается. Но у нас из-под капота валит дым. Горит проводка на стартере. Приехали? Как бы ни так. Для русского наш автопром это в первую очередь творческая мастерская, в которой не прекращаются эксперименты. Вокруг машины скапливаются желающие заглянуть под капот и что-нибудь усовершенствовать. Провода зачищают. Меняют свечи.
- На «Небесной ярмарке» японцы ходили вокруг УАЗика, заглядывали под капот. Потом спросили, что делает возле двигателя пластиковая бутылка с водой? Я им объясняю, что так двигатель охлаждается. У японцев стали вот такие круглые глаза,- рассказывает Сергей Романов. В ответ ему рассказываю про мужика, который, когда у машины сломался бензонасос, подавал топливо напрямую из бензобака резиновой грушей.
… Итак, через 10 минут после поломки машину возвращают в строй. По старому Ленскому тракту, мимо деревень, ребятня кричит нам вслед, старики приветливо машут руками. Минуем Кособаново. В этой деревне, рассказывает Борис Булашов, в 1972 году проходили съемки фильма «Тени исчезают в полдень». В одном из эпизодов роль пулеметчика сыграл его друг.
Одно за другим мелькают небольшие селения. У каждого своя история, у каждого жителя свои беды и радости. Возложили цветы к мемориалу в Мазунино, в Юговском – цветы к памятнику Героя Советского Союза Федора Хохрякова. В Калинино возлагаем венки к подножию стелы.
- У меня тесть призывался из Калининского поселения, говорит на очередном возложении Борис Булашов. - Он вспоминает, как на вокзал их везли в грузовике. Народу было так много, что они ехали стоя, обнявшись за плечи. Наш автопробег – это дань памяти всем, кто ушел на фронт, живым и павшим.
… Следующий маршрут был составлен местными энтузиастами. Александр Пермяков предложил участникам автопробега несколько вариантов посещения забытых деревень. Он уже поработал с архивом, встречался со старожилами, лесниками. Поэтому путь до деревень, которых нет картах, запомнился участникам автопробега не только экстремальной ездой по бездорожью, вытягиванием машин на тросах, но и вдумчивыми и основательными рассказами о тех, кто уходил на фронт из забытых ныне деревень. Местонахождение некоторых установили по старым кладбищам.
Об исчезнувшей с карты деревни Покровка напоминает только погост. На нем обнаружили две могилы фронтовиков, к которым возложили цветы. Остальные деревни, которые обозначены на карте 1959 года – Вторая Покровка, Ильинка, Потраковка, Заберезовка и многие хутора – из-за нехватки времени посетить не смогли. Всего из Калининского поселения отправлено на фронт 865 человек, из них вернулось 550. На сегодняшний день в живых остался один ветеран.
Как признался один из участников, поездить по лесу он может в любое время, но чтобы вот так, на колесах заниматься краеведением… Тем более все, кто участвовал в автопробеге, так или иначе связан с Победой: на фронт уходили их отцы и деды.
… - Многое из того, что было задумано, не получилось, - подытоживает организатор акции, директор «Автолицея-2005» Борис Булашов. - С местным населением мы практически не встречались, из-за недостатка времени. Не хватило архивных данных по забытым деревням. Но все-таки, считаю, первый блин не вышел комом. Люди откликнулись, им это интересно. Может быть, найдутся родственники воинов или жители из исчезнувших с карты деревень. Мы готовы найти эти селения, обозначить их координаты и выслушать историю о ее жителях, призывавшихся на фронт.
Ответственный за калининский маршрут Александр Пермяков считает так:
- Автопробег по забытым деревням – это способ познакомиться с историей своей малой родины. В процессе разработки маршрута узнали много нового о своем поселении, о людях, живших в ныне забытых деревнях. Идея, на мой взгляд, может стать брендом Кунгурского района. Автопробег – это и экстрим на лесном бездорожье, и туризм, и краеведение.
Справка:
Маршрут Первого автопробега «Забытая деревня, но не забытый солдат»: Кунгур (Филипповский мост) - д. Исаковка - Дальний – Садоягодное – Суворово – Сухая речка – Троицк - Колпашники – Ленск - Мазунино – Юговское – Калинино – Покровка (нет на карте) - Подгалечная (нет на карте) – Ивановка ( несколько жителей) – Кунгур.
14 экипажей внедорожников прошли 130 километров.
Автомобили, участвовавшие в автопробеге: ВАЗ «Нива» - 7, УАЗ – 5, ГАЗ-69 – 1, Mitsubishi – 1.
Полный текст http://iskra-kungur.ru/all/2015/05/17/11686/
Фото автора