Татьяна Тихомирова,
«Березниковский рабочий»,
Г. Березники Пермский край.
Семья Пономарёвых-Мотиных выиграла суд с администрацией г. Березники. Семья просила суд обязать мэрию организовать деятельность Муниципальной межведомственной комиссии, которая, в свою очередь, в строгом соответствии с законом, должна будет признать их квартиру в «формальдегидном домике» пригодным или непригодным для проживания. А уж в зависимости от решения суда Пономарёвы-Мотины будут действовать дальше. Опасно там жить? Будут бороться за предоставление неядовитого жилья. Квартира пригодна? Тогда на каком основании их убеждали выселяться, в том числе через суд?
Семья обращалась за помощью к местным, пермским и екатеринбургским юристам, прошла много судебных процессов, но получала отказ за отказом. На этот раз суд счёл требования Пономарёвых-Мотиных законными и полностью их удовлетворил. После вступления в силу судебного решения администрация Березников в 30-дневный срок обязана собрать комиссию, которая определит, можно ли в этой квартире жить. Интересы истцов безвозмездно представлял юрист Пермской региональной общественной организации «Гражданский надзор» Артём Файзулин.
Хорошие были домики...
В декабре 2007 года Пономарёвы-Мотины (двое супругов и взрослая дочь) покинули своё старое аварийное жильё и переселись на первый этаж «вологодской» новостройки. Их всё устраивало: планировка удачная, метраж хороший, от шумного города далеко.
В 2011 году район новостроек загудел, как растревоженный улей: проверка Роспотребнадзора показала, что в атмосферном воздухе домов обнаружен формальдегид в количествах, существенно превышающих предельно допустимые концентрации. 15 августа 2011 года вынесено постановление Роспотребнадзора, и вскоре началось переселение жителей. Представители администрации Березников убеждали переехать во временное жильё в маневренном фонде.
Пригласили на такую беседу и главу семьи Владимира Пономарёва, говорили о вреде для здоровья, предлагали подписать бумаги и съезжать. Мужчина отказался: мол, здесь мы собственники, а там кто будем? Владимир настаивал, чтобы всё было по закону: или признайте квартиру опасной для жизни по всем правилам, или мы обратимся в суд.
Против переезда были многие, жильцы организовали инициативную группу. Но люди, цитируя Пономарёва, «не сдюжили», и в опустевшем районе осталась жить только его семья.
Дела судебные
В 2012 году Пономарёвы-Мотины подали первый иск против администрации Березников. Они требовали, чтобы чиновники официально признали их жильё непригодным для проживания. Суд отказал. Семье было сказано, что обратились они не по адресу: подобные решения принимает не мэрия, а та самая межведомственная комиссия.
В 2013 году в суд обратился прокурор города. Действуя в интересах неопределённой группы лиц, он требовал признать незаконным бездействие администрации Березников в вопросе признания домов вологодской серии вредными для здоровья и непригодными для проживания. Прокуратура дело проиграла.
В том же году к судьям пришли и представители администрации: требовали выселить Пономарёвых-Мотиных принудительно. Чиновникам отказали. Жильё принадлежит одному из членов семьи, коммунальные платежи оплачиваются, никакие правила не нарушаются, нет решения о том, что проживать там нельзя. На каком основании выселять?
Были и другие суды, все не перечислишь.
17 домов, полтора миллиона
В пресловутую Межведомственную комиссию Ольга Мотина, фактический собственник злополучной квартиры, конечно же, обращалась. Ей ответили, что в Арбитражном суде Пермского края рассматривается дело по заявлению администрации Березников к ГКУ «УКС Пермского края», ищут виноватых в том, что в новостройках приключилась формальдегидная история. И упирается всё в деньги: от ответчика требуют заменить строительные материалы во всех 17-ти домах «вологодской серии», стоимость всех необходимых экспертиз – 1,4 млн рублей. Стороны процесса пока не готовы к таким тратам. А пока экспертизы по всем домам нет, то нет и решения суда. Нет решения – межведомственная комиссия Пономарёвым-Мотиным не поможет. Ждите решения арбитражного суда. То есть ещё бог знает, сколько ещё: разбирательства этого рода зачастую длятся долгие годы.
Один день и 4 000
Юристу Артёму Файзулину удалось, по словам Владимира Пономарёва, «найти иголку в стоге сена», тот момент, который они ещё не оспаривали в суде, а значит, вправе инициировать новый процесс. Если вкратце, то Файзулин апеллировал к тому, что для признания конкретной квартиры Пономарёвых-Мотиных пригодной или непригодной для проживания нет необходимости обследовать все 17 зданий и тратить огромные деньги. Комиссия может вынести решение по конкретной квартире, в этом случае на экспертизу потребуется один день и 4 000 рублей.
Кроме того, юрист «Гражданского надзора» указывал, что ответ, данный комиссией собственнице квартиры, не является решением, которое предусмотрено законодательством. Согласно закону, Межведомственная комиссия может признать жильё пригодным или непригодным, дом – аварийным и подлежащим реконструкции либо сносу, или назначить дополнительные обследования помещения, после чего, опять же, вынести заключение о пригодности помещения для проживания. Отсылки к другим судебным процессам и экспертизам, и откладывание решения с учётом этого на неопределённый срок соответствующие нормативные акты не допускают.
Представитель администрации, заведующая отделом судебной защиты управления правовой экспертизы Лариса Вылегжанина, в суде настаивала на том, что и этот иск не по адресу, все вопросы надо адресовать непосредственно Муниципальной межведомственной комиссии. Мол, структура эта совершенно независимая, повлиять на неё у администрации нет возможности. Ей возразили, что комиссия была создана решением главы администрации, работает на её материально-технической базе, не является юридическим лицом, не имеет ни печати, ни постоянного местонахождения, входят в неё сотрудники администрации, а возглавляет первый заместитель главы города Владимир Шанин.
Два часа Файзулин излагал судье аргументы и позицию Пономарёвых-Мотиных. Судья Наталья Бабинова согласилась с его доводами. Если администрация Березников не обжалует судебное решение в Пермском краевом суде, то оно вступит в силу 11 апреля 2015 года. Ну, а если обжалует, но вышестоящий суд оставит его в силе – в тот момент, когда судья апелляционной инстанции закончит оглашение своего вердикта.
http://brsmi.ru/publications/sdyuzhili-i-vyigrali.html