Леонид Первушин,
«Зори плюс»,
Г. Добрянка Пермский край.
Участки вблизи р. Кама, которыми владеют жители Полазны два десятка лет, оказались проданными без их ведома.
В 1992 году 33 работники полазненского предприятия ЖБИ, входящего в НГДУ «Полазнанефть», получили участки для садоводства. Новые участки вошли в садовое товарищество работников нефтяного предприятия посёлка – «Прибой». Территория товарищества была тщательно спланирована специалистами НГДУ: предусмотрены улицы, места для домиков сторожей, пляж и даже детская площадка. Все эти годы садоводы выращивали урожай, правда, некоторые из них строиться не спешили – ждали, пока подведут электричество, но налоги платили исправно.
Постепенно участки, которые были поближе к воде, скупили люди, видимо, состоятельные. Там стоят высокие добротные дома, большинство надёжно огорожены. А на линии подальше, где участками владеют полазненцы в основном старшего возраста, наделы имеют куда более скромный вид. Но пляж, дорога к воде всегда были общедоступными.
Закон, что дышло?
Первый тревожный звоночек прозвенел в 2004 году: дорогу к пляжу перегородил капитальный забор. Оказалось, хозяин участка, расположенного у реки, вместо 10 соток оказался владельцем как минимум 30-ти.
Садоводам он представил документы: по ним уже несколько лет ему принадлежали и пляж с прилегающей территорией, и часть общей дороги.
А зимой 2014 года выяснилось, что и участки, которые полазненские садоводы считали своими, давно в чужой собственности. Один из садоводов собрался оформить свою землю в регистрационной палате, и вдруг узнал: земля давно отмежёвана и оформлена в собственность совсем другим человеком. Все 28 участков общей площадью более 1,6 гектара оформлены под одним кадастровым номером и проданы садоводу Денису Лобанову за символическую плату – три тысячи рублей.
Как удалось выяснить обманутым садоводам, их участки объявлены неиспользуемыми и от имени СНТ «Прибой» проданы. Это им пояснила бывший председатель товарищества. Всё якобы законно и сделано по решению общего собрания. Участки-де изначально предназначались для сельхоздеятельности, а так как не использовались более двух лет, по закону должны были быть изъяты или их собственники исключены из СНТ. Тем более что участки раздора не стояли на кадастровом учёте.
– Бывший председатель сказала, что участки расположены вблизи карстовой воронки и поэтому были проданы за символическую цену, – рассказывает одна из пострадавших садоводов Татьяна Кулычева. – При этом нам предложили брать участки в другом кадастровом квартале, но они намного хуже прежних.
Актеры прячутся в кустах?
Садоводы обратились в полицию с заявлением на недобросовестного покупателя, но после проверки им пришёл отказ в возбуждении уголовного дела. Не изменило ситуацию и обращение в прокуратуру. Тогда они пожаловались Уполномоченному по правам человека, в краевое Управление МВД, краевую прокуратуру. Полиция снова начала проводить проверку. В ходе разбирательства выяснилось, что утрачены некоторые садоводческие документы, это ещё больше затянуло и запутало проверку.
Тогда садоводы обратились в суд с заявлением признать сделку по продаже участков незаконной. Ответчика в суде по доверенности представлял опытный адвокат, дали согласие о проведении суда без их участия районная администрация, отделение Россреестра и организация, проводившая межевание.
Глава Добрянского района Константин Лызов смог сказать только следующее:
– В связи с большой загруженностью юридического отдела не всегда можем бывать на заседаниях суда. Свою позицию по каждому вопросу, которые касаются деятельности администрации, мы для суда излагаем в полном объёме.
Татьяна Кулычева от лица садоводов на суде привела такие доводы:
– Мы, владельцы 33-х участков, ни разу не извещались о собраниях товарищества, поэтому ни на одном и не присутствовали. Более того, решения собраний до нас не доводились. И мы, естественно, не могли повлиять на принятие решений или опротестовать их.
Садоводы считают, что итоги многих собраний по продаже земли были сфальсифицированы: в протоколах, например, среди голосовавших несколько раз значатся мёртвые души.
– Среди голосовавших есть фамилия моего мужа, – подтверждает факт садовод Ирина Сажина. – Но на момент проведения этих собраний его уже не было в живых! И моя фамилия в искажённом виде тоже там есть, хотя о собраниях меня ни разу не извещали.
Её участок расположен ближе к воде. И хотя на руках у неё государственный акт на право собственности, как и у других садоводов, она также боится потерять землю.
Следующие судебные слушания намечены на начало октября.
Фото "Зори плюс"
http://dobryanka.net