Искать
Портал Районных и
Городских Изданий
Пермского Края
РАЙОНКА

Сайт «РАЙОНКА» знакомит вас с публикациями районных газет Пермского края. Районным газетам ресурс дает возможность организовать собственный аккаунт и создавать дайджесты самых последних новостей.

Статья редактора

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2017
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2016
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2015
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2014
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2013
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2017
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2016
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2015
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2014
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2013

Алгоритм сердечного соучастия

Журналистика соучастия или за счёт чего некоторые районные газеты увеличивают тиражи.

…Без перерыва твердят-талдычат: скоро «районки» умрут, тиражи их стремятся к нулю, все поголовно уйдут в интернет… Но вот парадокс: у нас в Пермском крае, да я подозреваю, что и не только у нас, есть ряд городских и районных газет, у которых уже довольно давно тираж стабилен и даже растёт.
«Предметно» я задумалась над этим, получив приглашение преподавателя МГУ Татьяны Фроловой, руководителя одной из секций Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве» выступить на круглом столе «Журналистика соучастия в регионах».

Для примера несколько изданий, которые справедливо гордятся стабильными тиражами. Возьмём суксунскую районную газету «Новая жизнь» (редактор Галина Кукла). В районе живёт более 20 тысяч человек, тираж издания 4000 экземпляров, он полностью подписной, за последние несколько лет вырос вдвое.
Или газету «Красная Вишера»( редактор Любовь Бражникова). В Красновишерском районе живёт примерно столько же народа, что и в Суксунском. Здесь сохраняется тираж в 5000 экземпляров ( из них 2 200 по подписке), который удерживают с 2005-го года, хотя количество жителей за это же время изрядно сократилось.
Или вот одна из газет Березников - «Березниковский рабочий» (редактор Наталья Мальцева). Жителей - более 160 тысяч. Тираж – около 40 тысяч, подписка -17 тысяч…
Думаю, что в этот же ряд можно, не сомневаясь, поставить ещё две наши замечательные «Искры» - из Лысьвы и Кунгура, газету «Вперёд» (Октябрьский район), добрянские «Зори плюс»…
Как это у них получается? Держать и увеличивать тиражи?
Многие редакторы на этот мой «детский» вопрос так и отвечали: это благодаря журналистике соучастия. Что вкладывают руководители изданий в это понятие? Как журналистику соучастия понимают в редакционных коллективах?
- Мы – одна семья,- поясняет редактор газеты «Частинские вести» Елена Сушева. – Мы гордимся своими достижениями и успехами, решаем свои проблемы, которые кроме нас, живущих здесь и сейчас, мало кого интересуют. Наша сравнительно небольшая территория – это не минус, а плюс. Ведь всегда интересно читать про своих. И мы стараемся решать проблемы, навалившись всем миром: и общество, и власть, и газета…
Мне кажется, наиболее ёмко эта мысль отражена в слогане газеты Суксунского района, его сама редактор и придумала: «Районку несут в каждый дом на крыльцо, и в каждой деревне нас знают в лицо!»
В итоге успех приносят не просто активность, а я бы сказала, гиперактивность, инициатива самой редакции, неуёмное стремление быть максимально полезными для своих читателей.
В таких редакциях на первом плане – работа не с «населением», а с людьми: здесь журналисты выходят "в поле" для поиска новостей, сотрудничают с экспертами, проводят социальные акции, осуществляют многочисленные проекты, поддерживают общественные инициативы. Словом, идёт напряжённая каждодневная кропотливая и реальная работа с конкретными людьми. И это, выходит, - единственный способ выжить. Так что вполне логично, что в такой газете подборки писем, фотофактов, любой другой «обратной связи» - в каждом номере.
Примеры такого совместного участия в решении проблем хорошо видны на страницах «Частинских вестей».
- Соучаствовать в сельских редакциях проще,- считает главный редактор Елена Сушева. Возможно, хотя не думаю, что намного. Для примера, журналистам удалось решить такие насущные проблемы: в прошлом году совместными усилиями нашли деньги на дополнительное развитие детей-инвалидов, растормошив администрацию, хотя та жаловалась, что у неё нет на это полномочий.
А в этом году, отчасти благодаря настойчивости мам и вмешательству газеты, планируется обучать детей-инвалидов в обычной местной школе, то есть внедрять такую пока новую для нас инклюзию.
Или вот ещё. Люди жаловались, что врачи «скорой помощи» перестали выезжать для регистрации смерти умерших пожилых людей, хотя по закону должны это делать: обследовать и выдавать родственникам справку о смерти сразу, а не через несколько дней... Общими усилиями и эту, казалось бы, «локальную» проблему решили.
В Октябрьском районе закрылся леспромхоз. Люди двух деревень остались без работы. Местная районка «Вперёд» (редактор газеты Лариса Огородникова) провела акцию "Щучье-Озеро», «Алмаз», мы работаем для вас!" Организовали выездную редакцию, пригласили на встречи в этих деревнях всех, кого следует, собрали мнения.
Во время встречи одна из жительниц пожаловалась, что у нее ребенок-инвалид, скоро Новый год, а ему не приходится ждать подарка. Тогда газета объявила акцию "Стань Дедом Морозом для ребёнка-инвалида!". Сначала собирались отнести подарки в районный отдел соцзащиты, но журналисты решили: сами развезём!
- За две недели благотворители «завалили» редакцию игрушками, сладостями, книжками…Мы сделали списки детей с инвалидностью, сформировали 178 подарков, строго индивидуально, с учётом заболевания: у кого зрение плохое - тому лучше книжек не дарить, у кого диабет - тому сладкого нельзя и т.п. Накануне Нового года на двух машинах два экипажа Дедов Морозов и Снегурочек развезли подарки по домам, помогли главы поселений и полицейские, - говорит Лариса Огородникова.
Суксунская газета «Новая жизнь» собрала средства для лечения участкового Александра Шестакова, отца троих детей, который чудом остался жив после аварии. Это же издание гордится своими акциями и проектами: «Человек года», «Все мы немного Деды Морозы», «Поможем братьям нашим меньшим», «70-летию эстафеты – 7 ярких состязаний», «Коса- девичья краса», конкурсы на самую старую новогоднюю открытку, на самую оригинальную «валентинку»…
Практически во всех успешных редакциях проходят и фотоконкурсы.
Что ещё можно отметить? Увеличилось количество акций, проектов, связанных с большой организационной работой редакции, во взаимодействии с НКО, волонтёрскими организациями. Например, как газета «Соликамский рабочий» поддержала своих земляков, молодых призывников, служащих в рядах российской армии: организовала переписку ними, провела встречи с матерями этих парней, создала при редакции клуб материнских солдат. Один из журналистов съездил в воинские части и написал несколько репортажей с места их службы.
«Березниковский рабочий» организовал акцию «Помогите детям». В период подписной кампании редакция передавала по 10 рублей от каждой подписки (а тираж у газеты 40 тысяч экземпляров) в помощь городским клубам по месту жительства. Редакцию поддержали читатели, представители малого бизнеса. Придумали издать семь раскрасок для детей на тему о городе, его истории, людях, предприятиях - деньги на это тоже «организовала» редакция.
В этом издании выработаны, можно сказать, алгоритм соучастия. То есть четко выстроенная система.
- Сегодня "Березниковский рабочий" – «глыба» в плане благотворительности, - утверждает главред Наталья Мальцева.
И с этим трудно не согласиться: собрано более 15 миллионов рублей в помощь больным детям, в том числе, вместе с фондом Чулпан Хаматовой «Подари жизнь», действуют проекты "Благотворительная подписка", "Больше чем слова" - это еще и интернет-проект, активно живут социально-полезные рубрики и акции.
В концепции редакционной политики газеты прописано:
«… - Принципы поиска тем. ПРИНЦИП №1. При планировании газеты учитывать, прежде всего, желания реального работодателя. А реальный работодатель – это читатель».
Темы некоторых последних публикаций, сделанных по обращению читателей - о зарплатах врачей; нянь в детских садах; о качестве и ассортименте товаров в торговых сетях и многие другие. Из обращений читателей выросли две большие акции, названия которых говорят сами за себя: "Чугунная фига" и "Золотое сердце".
Стараясь быть максимально полезными, журналисты считают главной задачей на страницах газеты НАУЧИТЬ читателя тому, чему он сам хочет научиться. Составить подробную, ясную, понятную инструкцию. Например, «Как купить что-то», «Как пользоваться чем-то», «Как делать что-то». Не возбраняется скачать инструкцию из интернета, но журналист обязан проверить ее на себе, пройти каждый шаг, выявить неточности-несоответствия и прояснить их.
В проекте "Бумажные школы" есть рубрика "Мышки к бою!", в которой газета учила работе на компьютере. Рубрика "Дом быта.21 век" – это школа по пользованию современными гаджетами и бытовыми приборами от веб-камеры до мультиварки: как выбрать, как пользоваться и т.д.. В рубике "Школа йожиков" обучают йоге пожилых людей.
От виртуальности до реальности всего шаг. Уже в декабре 2012 года на базе редакции «Березниковский рабочий» открыта реальная школа компьютерной грамотности для пожилых людей. Это пока три курса для разного уровня компьютерных пользователей: «Азы компьютерной грамотности» (уровень нулевой), «Интернет – это просто» (обучение пользованию интернетом, практика передачи показаний счетчиков, платежи через онлайн-банки, общение при помощи чатов и скайпа ради экономия платы за телефон и др.) и курс «Компьютер от и до».
В газете действует школа энергосбережения и экономии ресурсов ЖКХ и оплаты – называется «ЖКХ-калькулятор». Рубрика – двукратный победитель Всероссийского конкурса Фонда реформирования ЖКХ. Её отличает строгий математический подход к раскрытию темы, то есть читатель видит, где реально можно сэкономить. Факт, который поразил всех, - согреть литр воды на газу стоит всего одну копейку! После чего многие отказались от электрочайников.
Редакция активно занимается грантовой деятельностью - часто журналистика соучастия требует дополнительных средств: реализовали социальный проект по открытию воскресных школ на грант от Фонда Серафима Саровского. «Березниковский рабочий» выпустил и безвозмездно распространил в детских садах раскраски, обучающие малышей по теме безопасности жизни "Сказы бабушки Берегини. Уроки осторожности" на грант от правительства Пермского края. Недавно заявили проект по социальной адаптации несовершеннолетних мам.
В прошлом году начали, а в этом продолжили ярмарку для самой в этом регионе читающей аудитории "Плюсы осеннего возраста". (Про эту ярмарку см. публикацию в журнале "Журналистика и медиарынок" №12, 2013 г. «Шалость удалась»). Эта ярмарка - и коммерческое, и социально значимое мероприятие одновременно.
В редакционном киоске "Советчик" продают периодику, краеведческую литературу, сувениры, наборы для детского творчества и настольные игры, и оказывают бесплатные услуги передачи показаний счётчиков через интернет, связи по скайпу, «электронке», записи к врачу через интернет и многое другое, что люди в возрасте не могут делать самостоятельно. За что с них дерут деньги в офисах мобильных операторов и магазинах компьютерной техники…
Приведу алгоритм проекта «Задание – помочь». Как рассказывает главный редактор «Березниковского рабочего» Наталья Мальцева:
- Мы получили информацию: педагоги и учащиеся одной из городских школ собирают средства на лечение однокашника. 13-летнего Сережу убивала саркома. Журналист встретился с семьей мальчика, выяснил, что спасение есть: Сереже нужен протез, и стоит он три миллиона рублей. В «Березниковском рабочем» вышла серия публикаций. Часть денег собрали в Березниках, часть вложил фонд Чулпан Хаматовой. Сейчас мальчик здоров.
Живут и здравствуют Артем Г. , которому с помощью проекта нашли 600 000 рублей на протезы; Вероника П., которой собрали около трех миллионов рублей на протез левой руки; Катя П., для которой собрали 140 000 рублей на операцию по устранению дефекта позвоночника; для семьи Регины Д., попавшей в трудную жизненную ситуацию, собрали около 50 000 рублей на ингалятор, холодильник и продукты; семья Б., где мать-инвалид и шестеро детей, помощь им оказывается до сих пор, и не поддается переводу в чёткую сумму. Скоро отправится на лечение синдрома Веста Павлик У., для которого почти собрали необходимые 1 800 000 рублей), и еще пятеро детей.
Женскую колонию на территории Березников газета обеспечила современными книгами, а ее «выпускниц», у которых нет ни родственников, ни друзей, – добротной одеждой на все времена года. Семья погорельцев Артамоновых строит новый дом не без помощи земляков.
Рубрика «Задание – помочь» превратилась в большой и сильный проект. Журналисты «Березниковского рабочего» пишут статьи, которые «жгут сердца людей» и помогают землякам через умело рассказанную историю.
Но статья – это только начало. За публикацией следуют другие мероприятия: проводят благотворительные ярмарки в пользу определенному лицу; концерты; устанавливают ящики для сбора средств в магазинах города…
Справедливости ради надо сказать, что и в краевом центре журналистика соучастия не в загоне. Так, например, журналисты сайта properm.ru успешно реализуют «акции соучастия». Одна из них выясняла - можно ли в Перми пить воду из-под крана? Другая – с привлечением целого ряда структур, в том числе и властных, организация поездки журналистского десанта на север края, в Чердынский район, чтобы помочь переселенцам и их детям.
В заключение скажу о роли личности в истории. Если бы во главе названных изданий не стояли неугомонные, яркие, талантливые, профессиональные и неравнодушные люди –роста тиражей, качества издания, движения и в помине бы не было. Прозябали бы в тоске и безвестности даже при наличии самого скоростного интернета. Ведь как было: , главного редактора газеты «Искра» г. Лысьва Пермского края Елену Ильиничну Орлову, одной из лучших газет края, несколько лет назад учредитель уволил за публикацию нелицеприятных для власти материалов и «вредный характер». А некоторое время назад, осознав последствия этого шага, самолично попросил вернуться. Слава богу, она согласилась!
 





twitter vk vk permdomjur@gmail.com

добавить на Яндекс ←Установите у себя виджет портала "Районка" одним кликом


.
Авторизация пользователя
Логин
Пароль
Зарегистрироваться

© Портал «Районка»: г. Пермь, ул. Сибирская, 8, Пермская краевая организация Союза журналистов России. Электронная почта: permdomjur@gmail.com, телефон 212-77-01.
Запрещается перепечатка статей, других текстовых материалов, фотографий и иллюстраций без согласия правообладателя, а иное использование - без ссылки на правообладателя. При использовании материалов в сети Интернет, в том числе при цитировании и в обзорах печати, гиперссылка на www.raionka.perm.ru обязательна. Нарушение исключительных прав преследуется по закону.
Сайт разработан РЦИ ПНИПУ.
Яндекс.Метрика