Искать
Портал Районных и
Городских Изданий
Пермского Края
РАЙОНКА

Сайт «РАЙОНКА» знакомит вас с публикациями районных газет Пермского края. Районным газетам ресурс дает возможность организовать собственный аккаунт и создавать дайджесты самых последних новостей.

Статья редактора

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2017
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2016
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2015
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2014
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2013
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2017
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2016
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2015
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2014
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2013

Мартышкин труд

Давайте не будем рассуждать о качестве знаний, которые дает сегодня молодому человеку средняя школа. Математики, физики, химии, астрономии и другого ученого добра, которое может пригодиться, там хватает. Обидно другое: из школы пропал труд, тот самый, на котором мальчиков учили работать руками, где они познавали все основы обращения с деревом, металлом, другими материалами, могли подержать настоящие инструменты. Отсутствие коих в доме говорит о том, что в нем нет мужика.
А название предмета «труд» заменили всеобъемлющим термином «технология». Но с ним из нашей школы исчезло все вышеперечисленное. Современные мальчишки при слове «стамеска» задумываются, а на вопрос про «болгарку» отвечают примерно как стилист Сергей Зверев: «А кто это?».
– В прошлом году на уроках труда мы один раз доставали гвозди из досок, еще раз как-то что-то выжигали, а, ну да... прикалывались над учительницей, – рассказывает ученик одной из березниковских школ Максим. – А нынче, когда я попросил у папы купить мне пилки для лобзика, он очень удивился, ведь я впервые что-то попросил для труда.

КРОХА СЫН К ОТЦУ ПРИШЕЛ…
Березниковец Андрей Соколов окончил школу 17 лет назад, но уроки труда помнит до сих пор.
–– Вспоминаю советы учителя труда Бориса Антоновича Рыбалко. Все основы слесарного и столярного дела мы получили именно в школе. А работать на станках – настоящее удовольствие. Что мы только ни делали: почтовые ящики, терки для выравнивания стен, ручки для молотка и швабр, колечки для штор и много чего еще. Помимо программы мы сами просили попробовать сделать то, что нам интересно. Помню, как делал себе деревянную ручку для ножа, мастерил нунчаки (восточное оружие ударного типа), которые до сих пор сохранились в хорошем состоянии. Сейчас с ними пытаются заниматься мои дети. Дома, в гараже, в походе для меня нет проблем что-то сделать самому, даже из подручных материалов.
Андрей вспомнил один метод обучения:
- Может, это не очень педагогично на первый взгляд, но действенно. Необходимо зашкурить какую-то ручку из дерева. Мы быстренько сделали и прибежали к учителю: «Мы все сделали!». «Точно все?» – переспросил Борис Антонович. После чего взял руку кого-то из нас, приложил к нашей поделке и провел по ней. А-а-а… в руку вонзились занозы! А он: «В следующий раз шкурите так, чтоб поверхность была идеально гладкая». До сих пор помню этот урок. Сделать кое-как мне и в голову не приходит.
Андрей рассказал, как в различных школьных кружках клеили кораблики, мастерили машинки на пультах управления.
- Сейчас, когда я спрашиваю своего сына, видел ли он тот или иной станок, он только качает головой. Один раз они выпиливали лобзиком, и все.

ПОДМЕТАТЬ – ТОЖЕ ТРУД
- Что мы делаем на уроках труда? А ничего, сидим, играем на телефонах. Если начинаем играть громко и шумно, нас заставляют подметать класс», – рассказывают ученики одной из березниковских школ. Во многих школах сейчас нет ни полноценных мастерских, ни необходимого оборудования.
Учитель технологии в школе №15 Виктор Иванович Бабин переживает за отношение к этому предмету:
– Я в школе любил больше всего труды, поэтому, когда поступил учеником слесаря на завод, втянулся в работу очень быстро. Так же быстро сумел получить 1, 2, 3 и 4-ые разряды. Сейчас я на пенсии, но работаю в школе. Только раньше были замечательные условия: мастерские, в которых имелось все необходимое оборудование. Сейчас же школа переполнена, для уроков по технологии остался один кабинет, станки демонтировали и закрыли в кладовке. Администрация школы считает, что раз школа коррекционная, дети с ограниченными возможностями здоровья, то и предмет нужно давать в ограниченном виде. Но лично я на своих уроках вижу нормальных детей, которым интересно что-то делать своими руками. Тем более многие из них пойдут в училище, будут получать профессиональное образование. У нас промышленный город, который очень нуждается в рабочих специальностях.
К тому же настоящий урок технологии включает в себя все предметы: это и математика, и русский, и рисование, и черчение. Ведь прежде чем сделать какую-то деталь, надо выполнить творческую работу, сделать чертеж, посчитать все размеры и суметь перенести с точностью на материал. А сейчас основная программа упускается, практические задания заменяются теорией. Но это неправильно. Я показываю ребятам: «Вот это сверло, а вон сверлильный станок в уголке стоит. Он работает вот так». Но на самом деле каждый ученик должен подойти и попробовать сам.
Зачастую нам приходится отказываться участвовать в конкурсах и проектах. А как? Ведь чтобы участвовать, надо что-то сделать, смастерить. А на чем и из чего? Конечно, пытаемся что-то делать на энтузиазме. Смастерили как-то конуру для приюта «Друг», дети были счастливы.
Отговорки, что нет учителей, на мой взгляд, несправедливы. У нас есть производственники с педагогическим образованием, они сейчас на пенсии, но могли бы многому научить.

НАЗАД В БУДУЩЕЕ
В городском комитете по образованию ответили хитро, вопросом на вопрос. «В каких именно школах такое положение дел?» Тут резонно ответить: господа, вам вообще-то должно быть виднее. Во всяком случае, мы образцовых в этом смысле школ не обнаружили. Больше того, в некоторых не захотели видеть «чужих» на уроке. А директор коррекционной школы №15 Наталья Шустикова заявила, что уроки труда, в общепринятом его понимании, их детям не особенно и нужны. У нас, говорит, ребята особенные, им не то что отвертки – ножницы в руки страшно давать. Наши родители не жалуются на уроки технологии. И не надо равнять наших учеников с учениками других школ.
Интересно только, кем будут эти «особенные» дети? Поступят в вузы? Станут обладателями ученых степеней? Вы воспитываете членов общества или «овощей»? Вас не беспокоит, что человек, не умеет ничего делать руками? И это в промышленном городе, где ему, не обремененному ни дипломами, ни высокими покровителями, некуда пойти кроме ЖКХ, строительства или, в лучшем случае, производства.
Если не принимать меры, то уже скоро коренных россиян заменят гастарбайтеры не только водителей на городских маршрутках, но и у станков предприятий. А ведь нужен не только офисный «планктон», а рабочие руки.
Директор школы №3 Ольга Белкина говорит:
- Несомненно, во время больших технологий мальчикам необходимы навыки настоящей мужской работы. Но сейчас нет необходимого оборудования. Преподаватели мужчины, которые умеют пользоваться этим оборудованием в совершенстве, которые действительно могли бы учить, не идут работать в школы. Поэтому дети что-то изучают в теории, на практике отрабатывают элементарные вещи. А у старшеклассников в нашей школе идет технология физического эксперимента.
В других школах также - нет кадров, нет материально-технической базы.
Однако еще остались образцы настоящего урока труда. Например, это школа №8, где сохранились и мастерские, и все станки, и с ребятами занимается профессионал – Анатолий Тишанинов.
- Ученикам нравится то, что они могут попробовать делать своими руками. У нас есть станочки и для обработки дерева, и металла, и мы начинаем работать на них уже с пятого класса. Надо видеть глаза детей, когда у них что-то получается. Вроде и не доделали еще, но уже просят взять домой: «А я маме покажу». С каждым годом виды заданий усложняем. Например, сначала мальчики делают простые подсвечники, а уже через год-два – сборные канделябры. Мы постоянно участвуем в олимпиадах и всегда занимаем призовые места. Возникают, конечно, проблемы с материалом. Станки для меня все родные, я постоянно за ними слежу, ремонтирую. Но, если сюда придет работать женщина, останется ли все как есть?
 

Иллюстрация http://www.beriki.ru/
 





twitter vk vk permdomjur@gmail.com

добавить на Яндекс ←Установите у себя виджет портала "Районка" одним кликом


.
Авторизация пользователя
Логин
Пароль
Зарегистрироваться

© Портал «Районка»: г. Пермь, ул. Сибирская, 8, Пермская краевая организация Союза журналистов России. Электронная почта: permdomjur@gmail.com, телефон 212-77-01.
Запрещается перепечатка статей, других текстовых материалов, фотографий и иллюстраций без согласия правообладателя, а иное использование - без ссылки на правообладателя. При использовании материалов в сети Интернет, в том числе при цитировании и в обзорах печати, гиперссылка на www.raionka.perm.ru обязательна. Нарушение исключительных прав преследуется по закону.
Сайт разработан РЦИ ПНИПУ.
Яндекс.Метрика