Для энтузиастов холодового плавания пересечь вплавь Берингов пролив — все равно что покорить Эверест для альпинистов. До сих пор все попытки переплыть коварный пролив между Евразией и Америкой заканчивались неудачей. Но в 2013 году пловцы из Пермского края Елена Гусева и Александр Куляпин поставили рекорд России.
Международный эстафетный заплыв между Чукоткой и Аляской «Встречь солнца» стартовал 5 августа с мыса Дежнева на Чукотке (РФ) и финишировал 11 августа у поселка Уэльс на Аляске (США). В команде эстафеты лучшие «моржи» мира плыли эстафетным способом с 5 по 11 августа, передавая друг другу в воде очередь. За пять суток (на одни сутки эстафета была приостановлена из-за шторма) 65 пловцов из 16 стран и из 15 субъектов РФ проплыли 134-километровый марафон в Беринговом проливе при температуре воды от плюс 2,8 до 13 градусов, волнении моря и холодном ветре, достигающем скорости 44 узла.
МИСТИЧЕСКОЕ МЕСТО
Берингов пролив разделяет два континента — Евразию и Америку, в нем символически встречаются два мировых океана — Северный Ледовитый и Тихий. Это место, где проходит граница часовых поясов и международная линия смены дат, пересекая которую, можно мгновенно оказаться во вчерашнем или в завтрашнем дне, в зависимости от того, в каком направлении пересекаешь. Считается одной из самых малоизученных морских акваторий, с часто меняющейся погодой и множеством разнонаправленных течений.
СКВОЗЬ ХОЛОД, ТУМАН И ВЕТЕР
— Сначала планировали плыть по 20 минут каждый, однако после первых заходов поняли, что это под силу немногим, — рассказывает Лена. — Кроме жгучего холода, в открытом море самое страшное — непредсказуемая волна, постоянно захлестывает, сразу теряешь из вида лодку сопровождения, теряешь ориентацию. И пять минут кажутся вечностью.
— Военные моряки, которые нас сопровождали, вообще не верили, что это возможно, — продолжает она. — Рассказывали, что у них как-то упал за борт человек в Арктике, а вытащить его удалось не сразу. Пять минут — и нет человека. Я думаю, он от страха умер. Мы ведь своим примером доказываем, что человек может больше. Но тут и опытные моржи растерялись. Некоторые после первого захода так больше и не отважились — жить-то всем хочется. И зря, оказалось, что потом становится легче. Это во многом еще испытание на психологическую устойчивость, умение настроиться. Мне удалось. Я как-то растворилась, стала частью этой стихии, уже угадывала, когда поднырнуть...
Пловцов сопровождало госпитальное судно «Иртыш» с медперсоналом и командой военных моряков Тихоокеанского флота, три моторных лодки типа «БЛ-8» (потом осталось две, пока одна доставляла очередную тройку пловцов к точке продолжения эстафеты, вторая сопровождала плывущих). На корабле пловцы и сопровождающие непрерывную эстафету имели возможность отдохнуть и погреться между заплывами. Сауна работала все время.
Место встречи пловцов в открытом океане и маршрут эстафеты определяли по GPS-навигатору. Каждый спортсмен, чтобы его не потерять, был оснащен ярким надувным буйком (это было требование безопасности, выдвинутое представителями Книги рекордов Гиннесса, сопровождавшими и фиксировавшими беспримерное событие). Плыли без страховки, без гидрокостюмов и ласт, ежеминутно рискуя натолкнуться в волнах на ледяную линзу.
Несмотря на солидное оснащение, было несколько случаев, едва не закончившихся трагически. Один из якутских спортсменов потерял сознание в воде, его пришлось вылавливать баграми и буквально проводить реанимационные мероприятия на корабле. Второго, эстонца, чуть было ночью не потеряли — у него отцепился надувной «ориентир», сам он этого не заметил и плыл как ни в чем не бывало, видя огни корабля, а у сопровождающих началась паника. Ночью пловца среди волн и с буйком-то видеть сложно — свет прожектора отражается от пены.
ХРАБРОСТЬ И РАСЧЁТ
В команде эстафеты были и очень сильные пловцы, бывшие чемпионы Европы. Однако и они, столкнувшись с коварством сильных подводных течений, высокой волной и ледяной водой, показывали очень скромные результаты.
— Машет-машет руками и ногами, а потом смотрим по навигатору: за 15 минут проплыл всего 80 метров! — рассказывает Лена. — В бассейне он бы за это время пару километров отмахал. Бороться с течением удавалось не каждому, некоторые в «минус» уходили. Поднимается на борт, а ему говорят: ваш результат — минус полтора метра. Были места, где остановишься на минуту — и унесло на три метра назад.
Пришлось собраться в каюте у капитана на «мозговой штурм», решить, как преодолеть трудный участок. Чтобы «пробить» течение, скорость пловца должна быть не менее 4 км в час. Сформировали команду из 15 самых сильных пловцов кролем, рассчитали «зигзагообразную» траекторию. Лена тоже вошла в эту команду, ей выпало плыть предпоследний этап, перед берегом Аляски. И когда пловцы с флагами своих стран триумфально выходили на берег, она как раз мерзла в лодке после схватки со стихией.
Потом подсчитали: вместо 86 км (ширина пролива в самом узком месте между мысами Дежнева и Принца Уэльского) спортсмены проплыли почти вдвое больше, именно за счет «зигза-гообразности» маршрута между течениями и штормами.
АТАКА БОЕВЫХ МОРЖЕЙ
Бывало, крюк приходилось делать и по другим причинам.
— Когда проплывали мимо острова Ратманова, еще на российской стороне, увидели на берегу лежбище моржей, — рассказывает Лена. — Они такие светло-коричнево-розовые, но клыки устрашающие, больше чем в локоть длиной. Завидев приближающуюся шлюпку (ребята на разведку течений поплыли), группа моржей встала и деловито поплыла навстречу, на защиту своих жен и детей. Плыли очень быстро, группируясь полукругом вокруг лодки. Ребята в шлюпке сразу почувствовали себя пищей, а это неуютно. Врубили мотор и ретировались на корабль.
Десятки раз пловцам встречались киты-касатки, к счастью, в отдалении. Увидеть их полностью трудно: «что-то большое, черное, и фонтанчик сверху».
— Плывешь иной раз и видишь под собой в воде громадную каракатицу или еще какое-нибудь неведомое морское чудище, — вспоминает Лена. — Красиво, но жутковато.
«КОНКУРС НОЖЕК»
Морская болезнь «скосила» часть пловцов. Трудно было впрыгивать в лодку сопровождения из воды после прохождения этапа. Когда волна качает лодку не только вверх-вниз, но и в стороны, трудно прицелиться, тем более что и координация от ледяной воды уже нарушена. Синяки сходят до сих пор, но и у всех так. Лена смеется: «У нас даже конкурс был, у кого синяков больше».
Больше оказалось у ирландских пловчих, женщин «хороших объемов». Краснощекие, громкоголосые и жизнерадостные Нуала Мур и Анна Вард у себя на родине считаются национальными героинями после заплыва вокруг острова Ирландия. Романтичная Нуала специально привезла бутылку из-под ирландского виски, чтобы запечатать и отпустить ее посреди Берингова пролива. Каждый что-то написал в послании, которое, может быть, найдет невесть кто и когда. Про новых знакомцев Елена может рассказывать часами. Например, австралиец Джеймс Питтар — слепой пловец — приехал с другого конца света, чтобы испытать свою отвагу. В Якутске, когда их водили по музеям, первым в экскурсионном автобусе оказывался Джеймс. У себя на родине он работает... налоговым инспектором. Для работы у него на компьютере есть программа, читающая ему вслух содержание документов.
А аргентинец Матиас Ола так полюбил холодовое плавание, что покупает на рыбозаводе лед тоннами, чтобы охладить свой бассейн.
Но про всех не расскажешь — главное, что люди разных стран, опыта, верований могут объединиться ради вдохновляющей цели и самоотверженно преодолевать трудности, заботясь друг о друге. Не такие уж мы и разные.
КОМУ ВСЁ ЭТО НУЖНО?
Некоторые считают экстремальные виды спорта глупой забавой, хотя ведь и весь так называемый большой спорт — вызов пределу человеческих возможностей, испытание силы духа и дерзости.
Для Елены Гусевой попытка преодолеть Берингов пролив вплавь далеко не первая. В августе 1991 года она, тогда еще 20-летняя студентка, участвовала в составе российской команды «моржей» в одной из первых попыток заплыва через Берингов пролив. И когда три года назад ее пригласили поучаствовать в нынешнем заплыве, согласилась не раздумывая. Два года попытки срывались по разным причинам — бюрократическим, политическим. Старт возможен только в первую неделю августа, когда воды пролива относительно спокойны. Не успел — жди следующего года.
Дело сдвинулось, когда оргкомитет международной эстафеты возглавил командующий Восточным военным округом адмирал Константин Сиденко. В Министерстве обороны РФ сочли, что есть польза от выяснения влияния экстремальных условий на работоспособность человека. Кроме представителей Книги рекордов Гиннесса и бригады медиков со всем оборудованием, на корабле была группа ученых.
Исследователи зафиксировали, что после десятиминутного пребывания в воде от 2,8 до 8 градусов температура тела и мозга у пловцов снижалась до 32 градусов, замедлялись двигательная активность и пространственная ориентация, терялась чувствительность конечностей. Однако по мере увеличения нагрузок, на последующих этапах наблюдалось некоторое привыкание к отрицательным условиям и восстановление функций.
ЭТО РЕКОРД
Межконтинентальный заплыв через Берингов пролив будет занесен в Книгу рекордов России и Книгу рекордов Европы. Насчет Книги рекордов Гиннесса вопрос пока что остается открытым. Заявка была на непрерывную эстафету, а из-за шторма посреди пролива пришлось сделать перерыв, пока море немного успокоится. Трудности возникли и с непрерывной видеофиксацией продолжительной эстафеты. Видеооператоров было всего трое, не все хорошо переносили сильную качку. В шлюпке они снимали, мокрые от брызг и крепко привязанные тросами: если не держаться, то запросто можно вылететь в воду, а если держаться, то как снимать?
Кстати, решение приостановить эстафету, когда ветер и волнение разыгрались до опасных пределов, было принято моряками из-за того, что лодки сопровождения грозили перевернуться, вставая на волне чуть ли не на попа. Пловцы готовы были продолжать.
http://www.bv59.ru/