Каждые полгода в Березники приезжает делегация из чиновников и корифеев регионального бизнеса, чтобы поговорить с местными собратьями о том, как развивать в Березниках средний и малый бизнес. Исходя из того, что обсуждаемые на таких саммитах темы повторяются раз от раза, можно судить, что пользы от таких встреч для самого местного бизнеса – ноль.
Станет ли состоявшийся в конце мая в Березниках «круглый стол» «Взаимодействие бизнеса и власти: стимулирование деловой активности в Березниках» исключением из этого правила?
Откровение свыше
До сих пор функциональное назначение предпринимателей для города сводилось к трем основным задачам: создание рабочих мест, налоги в бюджет и участие в городской жизни.
Чем в таком случае малый бизнес отличается от крупного, который тоже и места рабочие создает, и налоги платит, и для города что-то делает, но только в больших объемах? Только размерами?
Ктаким задачам привыкли и сами бизнесмены, и власть. Поэтому откровением свыше прозвучали на нынешнем «круглом столе» слова представителя Пермского института муниципального управления Игоря Запевалова о том, что во всем мире ключевая миссия малого и среднего бизнеса – создание комфортных условий жизни для обитателей населенного пункта, в котором они работают. По сути, именно от деловой активности предпринимательского сообщества зависит, будут люди жить в конкретном городе или уедут из него.
Согласитесь, непривычная мысль. До сих пор, касаясь ситуации в Березниках, все думали, что у оттока населения несколько иные причины, решать которые под силу разве что власти и крупному бизнесу. Ну, жилье там строить, фонтаны в скверы устанавливать, год культуры проводить. А вот и нет, оказывается. Не верите? Давайте посмотрим.
Что есть наш повседневный городской комфорт? Лампочка в вашем отремонтированном подъезде, убранный мусор во дворе, благоустроенная автостоянка – это управление жилым домом, которое осуществляет небольшое частное предприятие. Холодная и горячая вода в кране и начисления за нее – это тоже частные «Новогор» и Бирц. Очереди в детские сады – это потому что бизнес не занимается частными садиками. Разбитые дороги – это потому что их коряво положила одна частная контора. А другая такая же снег с них зимой плохо убирала, отчего дискомфорта просто немерено. Купить бутылку воды в ближайшем киоске или ради нее отстоять полчаса очереди в сетевом супермаркете – это тоже параметр комфорта. Покупать одежду и электронику в Березниках, а не ездить за этим в краевой центр, потому что в родном городе недостаточный выбор – и это критерий комфорта. То же относится к услугам автосервиса. Пассажирский и грузовой транспорт, все виды связи – это все осуществляет бизнес малого и среднего габаритов.
Тысячи людей ежегодно навсегда уезжают из Березников не из-за так называемых «техногенных проблем». Они бегут из убогого некомфортного города, в котором не видят перспектив. И бизнесмены, кстати, тоже бегут вслед за потребителями своих товаров и услуг, или даже опережая их. Кто в этом виноват?
Главное препятствие
По результатам социологического исследования (опроса нескольких десятков березниковских предпринимателей), проведенного в мае социологами филиала ПНИПУ Владимиром Шиловым и Сергеем Ивановым, одной из главных проблем, мешающих развитию предпринимательства в нашем городе, являются чиновники. 53 процента опрошенных назвали власть, которая на первый взгляд старается помогать развитию бизнеса, главным тормозом этого развития.
С этой позицией в большой степени согласны уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае Вячеслав Белов, председатель краевого отделения «Деловой России» Дмитрий Теплов, гендиректор инвестиционной компании «Кастом Кэпитал» Евгений Иванов. Ну и березниковские предприниматели, вступившие в дискуссию. Правда, претензии к властным структурам у всех свои.
Безупречность исполнения чиновниками своих функций. Вот несколько аспектов в этом направлении.
Первый: пока в коллекции памятных штуковин, что стоят в приемной главы города, нет диплома победителя конкурса «Город без коррупции», есть еще над чем работать в плане прозрачности принятия тех или иных решений.
Второй: во время публичных слушаний по возможному строительству автозаправки предпринимателя Андрея Власова, который семь лет не может решить свой вопрос, откровенно спросили о том, сколько и кому он дал, чтобы пробить решение вопреки мнению горожан. «Никому и нисколько, – ответил он, – это вам сами чиновники подтвердят. Я хочу решить вопрос честно, без взяток. Наверно, потому и бьюсь уже столько времени».
Третий: когда руководитель крупной управляющей компании заявляет жильцам дома, что не даст им создать ТСЖ и уйти из-под его контроля несмотря на все законы, потому что ему покровительствует сам (далее следует ну очень известная фамилия представителя городской власти), то у людей отпадает всякое желание бороться.
Кстати, бизнес-омбудсмен Вячеслав Белов, говоря о произволе властей по отношению к бизнесу, уточнил, что он говорит не конкретно о Березниках, а о крае в целом, поскольку проблемы в разных муниципалитетах схожие. Это и недостаточное информирование бизнес-сообщества по изменениям в нормативную базу, и нарушение закона о госуслугах (неправомерное запрашивание лишних документов), и незаконное расторжение или не продление договоров аренды земельных участков, и волокита при оформлении документов. Поскольку под властью обычно подразумеваются и надзорно-контрольные органы, за властью числится и проведение незаконных проверок, противоправное вторжение в хозяйственную деятельность и заведение уголовных дел на подрядчиков по окончании контракта, чтобы деньги не платить.
Инвестиции? Нет, не слышали
Если после всего вышесказанного на нас захотят обидеться начальник управления по вопросам потребительского рынка и развитию предпринимательства администрации г.Березников Сергей Воробьев и профильный по бизнесу вице-мэр Андрей Лебедев, то это совершенно зря. Упреки экспертов и предпринимательского сообщества адресованы не отдельному управлению администрации города, а всему градоначалию в целом (вспомните о критериях комфорта, которые относятся к ведению различных чиновников).
Поддержка бизнеса на уровне города заключается в обучении предпринимателей, помощи стартовым капиталом или оборотными средствами, агитации молодежи за собственный бизнес да координационным и консультативным содействием с целью привлечения в реализацию региональных и федеральных проектов развития бизнеса. Плюс к этому – работа координационного совета по развитию бизнеса.
Всю информацию об этом можно получить как раз в управлении по вопросам потребительского рынка. Тем не менее именно тема поддержки бизнеса относятся к постоянно обсуждаемой на всех встречах такого рода, что говорит как о ее вечной актуальности, так и о том, что она пока еще далека от эффективного решения.
Что для малого и среднего бизнеса в Березниках делать нужно, но что никак не делается, поскольку лежит за рамками полномочий Сергея Воробьева и Андрея Лебедева?
Речь об инвестиционной стратегии и инвестиционной привлекательности города. Умные и непонятные слова, да? Но на самом деле они не менее важны, чем понятные «деньги» и «кадры». Если совсем просто, то бизнесу, как населению в целом и отдельному человеку в частности, должно быть комфортно. Только принципы комфорта у бизнеса свои.
К примеру, нормальной практикой во всем мире, а с недавних пор и в продвинутых городах и регионах России, считается, что власть обязана предоставить для развития бизнеса земельный участок или объект недвижимости со всей необходимой инфраструктурой. Обязана! Не бизнесмен должен мыкаться по кабинетам, выпрашивая землю, подключение к воде, свету, газу, связи, плюс платить за это все, строить (или ремонтировать, если речь о помещении), как это в Березниках. Это власть обязана вести продуманное налогообложение и законотворческую деятельность, чтобы не создавать бизнесу непосильных проблем. И без содействия власти местный бизнес не решит проблему с логистикой (перевозками): уже который год предприниматели твердят о том, что товар из Москвы в Пермь привезти дешевле, чем из Перми в Березники, и что нужен логистический центр, но это огромные затраты.
А между тем огромные затраты можно покрыть с помощью отечественных или иностранных инвестиций (как это делают крупнейшие предприятия Березников). Но инвестор не пойдет работать в регион и муниципалитет, у которого нет понятной стратегии развития и инвестирования, нет прозрачности принятия решений, нет специализированных подразделений по работе с инвесторами, поддержке, сопровождению и защите вложений, нет нормальной инфраструктуры.
Кстати, Пермский край внедряет у себя стандарт улучшения инвестиционного климата региона, и эксперты предложили Березникам первыми в крае попытаться внедрить его на муниципальном уровне.
А Березники что? Пока ничего. Потому что до сих пор совершенно непонятно, во что в Березниках можно вложиться и зачем бизнесу это нужно (в плане неопределенности перспектив), не пропадут ли вложения по «техногенным» причинам. Впрочем, свет в конце этого тоннеля вице-мэр Андрей Лебедев все же обозначил.
Агломерацию вам в помощь
Все у нас будет, но попозже. Когда будет конкретно и предметно создаваться Березниковско-Соликамско-Усольская агломерация. Вот тогда будет совместная для трех территорий программа социального развития, программа инвестиционного развития, проект территориального планирования. Будет создан проектный офис для реализации инвестиционных проектов, в том числе инфраструктурных (это касается и логистического центра, и путей для всех видов транспорта, и социальных объектов, и снабжения всеми видами коммунальных ресурсов). Все будет хорошо и комфортно, но попозже. А пока городская администрация ждет полезных предложений в этом направлении от представителей малого бизнеса
Что ж, очень хочется верить. И все же как я, являясь, допустим, продавцом игрушек или стройматериалов, владельцем химчистки или похоронной конторы, придумаю стратегию своей работы в агломерации, не понимая, что это такое и как будет функционировать. Мне маркетинговое исследование заказать и оплатить? По идее, это власть мне должна помочь сориентироваться. Неясно только, как главный тормоз начнет помогать движению.
Бизнес в цифрах
79% березниковских бизнесменов считают основной проблемой нехватку арендных площадей; 53% – чрезмерный бюрократизм чиновничьего аппарата; 49% – дорогую и неэффективную рекламу; 37% – недостаточное консультирование по созданию собственного бизнеса.
Самой неразвитой отраслью бизнеса в Березниках является сельское хозяйство и переработка его продукции (16% от опрошенных студентов и 29% от опрошенных пенсионеров). Второе и третье место по недоразвитости делят розничная торговля и бытовое обслуживание.
Фото Александра Лаврушина.
http://www.ggsmi.ru