Однажды брат и сестра Кричфалушие, без спросу выскочившие погулять, перелезли через забор, заваленный снегом, и решили сорвать по сосульке с проводков, свисавших из будки. Будка эта была электрическая подстанция, а сосульки свисали с оголенных проводов. Влад ухватился обеими руками в промокших от снега перчатках за сосульку и… Дальше события он передает по рассказам родственников.
– Я специально выучил эту историю, потому что меня все время спрашивают, как я остался без рук, – говорит Влад.
Сейчас мама Влада, Светлана Ивановна Кричфалуший, воспринимает случившееся с сыном несчастье как решение судьбы, которое надо принять и двигать дальше по жизни. А тогда огромное чувство вины – недоглядела! – тяжким грузом навалилось на молодую и беременную третьим ребенком женщину. Но она сумела остановить развивающийся комплекс вины, заметив в себе нехорошее – глядела на здоровых детей и ловила себя на том, что завидует их родителям.
Что помогло ей не впасть в депрессию? Образование психолога? Возможно. Вера в Бога? Несомненно. А еще маленькая подсказка судьбы.
– За полгода до этого случая я смотрела фильм «Форрест Гамп», – рассказывает она. – Каждый видит в кино то, что ему нужно. Я задумалась, как бы я повела себя, если бы у меня был нестандартный ребенок. И тогда решила, что сделала бы так же, как мама Форреста – была бы сильной и научила своего ребенка жить с тем, что есть. Помните, она заставляла его делать то, что у него получалось – бегать?
Хирург провел операцию так, что прикреплять протезы было не к чему. Кричфалушие решили учиться пользоваться ногами вместо рук.
– Я тоже стала учиться брать ногой карандаш, – продолжает Светлана. – Я собирала информацию о том, как живут люди без рук: некоторые ртом пользуются, некоторые ногами, еще как-то. А как нам будет удобнее? Так как Влад гибкий и ноги у него длинные, мы решили учиться все делать ногами.
Светлане Ивановне начала попадаться информация о людях, которые все делают ногами (вот и не верь после этого в знаки судьбы!). О мужчине из Йошкар-Олы, который потерял руки в 12 лет, научился водить ногами машину, женился, воспитывает детей. Светлана Ивановна даже начала мечтать о том, чтобы и Влад умел водить машину.
Особо впечатлила женщина Вера, родившаяся без рук и выросшая в детском доме. Она одна вырастила двоих детей, пеленала, купала, кормила и укачивала – ногами.
Узнавала она и другие истории людей, которые заменили одни возможности тела другими и сохранили в себе здоровый дух и мир в душе, молилась за них и за Влада и заставляла его двигать ногами. Владу только мамина мысль о том, чтобы он научился водить машину, не нравилась. Ну, не тянуло парня к машинам, его больше военная тема привлекала.
За 14 лет, прошедших после операции, Влад чего только не осваивал: рисовал, лепил, плаванием занимался, на роликах катался, в футбол играл, с вышки прыгал, учился работать на компьютере. Вместе с родителями, один из которых, заметьте, занят собственным бизнесом, а мать возилась – кроме него – еще с четверыми детьми.
– Я и не помню себя с руками, я же маленький был тогда. То, что я без рук – это просто данность, – с некоторым равнодушием говорит Влад. – Мама говорит, что вообще я огорчился только один раз, когда мы пришли домой после больницы, попытался залезть на спортивный комплекс, у нас такой стоял дома, и не смог.
Влад учится в березниковской школе № 17. Утверждает, что разницы он особенной не видит и ему все равно, в какой школе учиться. В обычной еще и прикольнее – детей больше, есть кого «троллить». Директор школы Светлана Николаевна Буркова сначала опасалась, будет ли Владу удобно в школе с другими ребятами. Теперь в этом не сомневается никто из педагогов – ему нормально.
В школе Владу помогает снять курточку гардеробщица (он только замок на куртке расстегнуть-застегнуть сам не может, а все остальное – сам). На уроках особо не напрягается – память хорошая, итак запоминается все, что надо. Иногда прогуливает, как многие десятиклассники.
– Я вчера с одного урока истории ушел, – рассказывает Влад. – Я на первом все рассказал про императора Павла I, о его политике. Я получил оценку и ушел со второго урока.
– Да он вообще ленивый «сачок»! – вставляет свои «пять копеек» одноклассник и товарищ по секции Паша.
– Не верьте ему, он все врет, ему можно! Мне-то врать нельзя, я знаю, что если я совру, то меня учителя потом просто… – Влад делает жест: большим пальцем ноги по горлу, как будто ему голову отрежут. – Учителя считают, что я «зазвездился», говорят, что я должен подавать пример.
– А голова-то у него светлая, башковитый парень, всему быстро учился, было бы интересно. А как он пел! – в восторге закатывает глаза мать. – Мы вокалом с ним занимались, я решила, что он будет певцом.
В Березниках в учреждениях дополнительного образования на тот момент не было свободных мест, а в музыкальной школе, куда Влада приняли, что-то не сложилось.
– Он все время просил: «Найди мне мужское занятие! Найди мне спорт!». Я пошла искать секцию. Но все, смущаясь, объясняли, почему Влад не сможет заниматься спортом. Потом кто-то сказал, что есть такой Денис Аникеев, он занимается тхэквондо, там упор на ноги, мол, пусть попробует. Мы пошли к Денису, тот говорит: «Приводите, попробуем!» Владу мало просто спорта, ему философия нужна, уж такой он человек. А Денис об этом и говорит: философия воина. И Влад за ним: «Я воин, а не пахарь!»
Боевое искусство, а не спорт и нужны были мальчишке, склонному к военной теме. Так ученик нашел учителя, а учитель ученика. Влад стал чемпионом мира по паратхэквондо.
– Он теперь за победы деньги стал получать, мне некоторые суммы выделяет – добытчик, мужик в доме, – с гордостью говорит мама и добавляет с горчинкой, – а с моим авторитетом спорит вовсю. Вот, никак не можем определиться с профессией. Он мои предложения отметает сразу, просто потому что я посоветовала. Сестру старшую слушает, они всегда были очень дружны. Она для него авторитет.
– Я не придумал, кем быть. Меня все об этом спрашивают, но идей нет, – серьезно размышляет Влад. – У меня не слишком хорошие оценки, чтобы рассчитывать на что-то особенное, я ведь средний троечник.
На тренировке Влад таскает скамеечки для занятий, прижав их к подбородку плечом, отрабатывает удары ногами, когда остальные работают руками. Мальчики перескакивают через полутораметрового козла, а Влад взлетает на эту высоту, словно сам по себе.
– Они взмахивают руками, и я тоже взмах делаю, только всем телом. Да это еще что - мы с закрытыми глазами на козла заскакиваем, а потом перепрыгиваем тоже с закрытыми глазами на коня, - объясняет он.
Если честно, это трудно представить: без рук одеваться, готовить уроки, работать на компьютере, есть, чистить зубы… Надо просто понимать, что есть способ делать все это по-другому.
http://brsmi.ru
Фото "Березниковский рабочий".