В филиале «Усадьба князей Голицыных» Березниковского историко-художественного музея им. Коновалова заработал как выставочный зал флигель (а точнее, бывший каретный сарай), с работами современных пермских художников в рамках проекта «Global Art Community».
Необычна выставка прежде всего своей «обычностью», от которой жители Прикамья отчасти поотвыкли за время гельмановских экспериментов. Представлена станковая, предметная крупноформатная живопись, большей частью маслом и на холсте, и одна скульптура. Произведения семи художников среднего и младшего поколения, наших земляков, уже признанных мастеров и молодых выпускников живописного отделения Уральского филиала Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, представлены при содействии Центрального выставочного зала Перми.
Директор Центрального выставочного зала Ростислав Шабалин, вместе с художниками приехавший на открытие выставки в Усолье, и не скрывал радости по поводу изменения культурной политики в крае.
— Этот проект рождался два года назад с целью представить самых заметных пермских художников в западноевропейском художественном пространстве, — рассказал он. — Тогда Марат Гельман проект не поддержал. Зато его поддержали в Министерстве культуры РФ, и это дало нам возможность представить творения наших современников сначала в крае, а затем в Кельне, Берлине, во Франкфурте. И я уверен, что они вызовут там большой интерес, потому что это уровень мастеров, много лет учившихся, долго шедших к своему нынешнему статусу.
— Это проект вполне европейского уровня, который показывает не только «картинки», но и обозначает духовное состояние современного человека, — говорит искусствовед Ольга Клименская. — Те, кто зарабатывает на культуре, всякого рода арт-дилеры говорят, что живопись умерла, вышла из моды. Но эта выставка утверждает, что живопись как способ говорить с людьми о том, что их волнует, выразить свое отношение к природе, истории, человеческим чувствам, — далеко не исчерпала своих возможностей. В этих картинах нет придуманных сюжетов, почти все они взяты из реальной жизни. И эта жизнь волнует художников не только с эстетической, но и с этической стороны, побуждает к глубокому размышлению. Художники продолжают традицию русской культуры, смысл их картин не сводится к украшению и развлечению, они заставляют сострадать и сопереживать героям. Это говорит о профессиональной и человеческой зрелости художников, отваживающихся в эпоху всеобщего гламура и иронии изображать быт простого человека, реалистичный уральский пейзаж.
Конечно, это не значит, что картины лишены символичности и глубины, что трактовать изображения можно однозначно. Например, сюжетом картины известной пермской художницы Татьяны Нечеухиной с названием «Светлана Феликсовна» стала сцена из жизни ее соседки — простой женщины в деревенском доме с разноцветными полосатыми половичками, вареньем, кошками и козочкой у крыльца. Душевным теплом и уютом веет от мягкой фигуры хозяйки и всех милых смешных подробностей деревенского дома, и понятно, что из этого дома никто не уйдет голодным и усталым. И в то же время будто высеченный из мрака скульптурный силуэт черной кошки на переднем плане не дает скатиться в слащавость, напоминая о холоде ночи-смерти, о неизбывном одиночестве.
А вот картина «Завтрак» того же автора — гимн солнцу и вечной юности — почти лишен мелких подробностей. В квадрате медового света темный силуэт сидящей за завтраком девочки с тюрбаном из полотенца на голове вызывает в памяти аравийские пески и юную египетскую принцессу Нефертити, вновь и вновь рождающуюся для радости и красоты.
— Я благодарна устроителям выставки, —говорит Татьяна Нечеухина. — Ехала сюда и думала, что не может быть, чтобы люди пришли сюда, в такую даль, в это время, когда требует заботы земля, растения, и это на самом деле важнее. Но так радостно, что пришло столько народу, и даже дети, которые пока многого не понимают из того, что видят, но потом им обязательно воздастся. Мы, художники, много вкладываем в свои картины, полжизни, а то и всю жизнь, нам важен отклик. Это внимание — большой дефицит в эпоху нелюбви, хочется вам поклониться. И место это, старое Усолье — удивительная по красоте и гармонии земля, я рада вернуться сюда снова. Много лет назад, еще студентами, мы приезжали сюда на пленэр...
У картин молодого (он всего три года назад окончил Академию) пермского художника Максима Нурулина зрители задерживаются: он всегда приглашает к диалогу, к продолжению размышления, начатого в сюжете картины. Например, в центральной фигуре картины «Старец» легко узнается легендарная фигура русской истории — Григорий Распутин. С пустым и страшным взглядом старец сидит, прижимая к груди нечто красное, а вокруг валяются обезглавленные петушиные тушки. Или очень простое по сюжету полотно «Яма» с лестницей, уходящей наверх. По ней можно подняться — но можно и спуститься.
— Искусство больше способ обмена мыслями, чем выстраивание каких-то иерархий, — считает Максим Нурулин. — Я ничего не разрушаю, ничего не создаю, я даю человеку пищу. В какой-то момент посредством картины, живописной мысли этот человек тебя спас, и ты идешь дальше. А потом опять сомневаешься — и так продолжается диалог, вечный спор.
Глубокой поэзии исполнено живописное полотно Максима Каеткина — «Приближение дождя». Темные тона нависшей над рекой тучи не наводят уныние, в них угадывается приближение радости освобождения, затаенная мощь и красота.
По-своему замечательны работы каждого из семи авторов проекта «Global Art Community»: Юлии Пермяковой, Максима Титова, Егора Субботина, Максима Нурулина, Александра Грекова, Максима Ка-еткина, Татьяны Нечеухиной.
Выставка «Global Art Commu-nity» в музее-усадьбе князей Голицыных в Старом Усолье продлится до 25 августа.
Галина Гусева, «Березники вечерние» http://www.beriki.ru
Фото газеты.
Читайте также:
Педагоги кудымкарского детского сада обнаружили на теле ребенка синяки,
Высокоскоростная магистраль «Москва-Казань-Екатеринбург» может подпортить экологию Прикамья,
Сдача детской больницы в Березниках Пермского края после капремонта отложена по объективным причинам,
В Нытве горит несанкционированная свалка,
Главного врача в Юрле Пермского края наказала прокуратура