Благодаря фестивалю маленькая Лысьва стала известной миллионам, всерьез претендуя на лавры российского Авиньона. Здесь можно было увидеть текучее, подвижное, развивающееся культурное явление театрального искусства. Вот лишь несколько журналистских зарисовок-наблюдений о том, чем же полна «театральная душа» российской глубинки.
«Таланты и поклонники»: век 21-й - все неизменно
Классика русской драматургии –Островский в постановке московского режиссера Павла Зобнина. Сама постановка и исполнители ролей родом из северного Минусинска. Краткое содержание пьесы может уместиться в одной фразе - «из жизни актеров». Трудно ли это - играть самих себя? Думаю, невероятно. И одна из главных задач не перебрать с трагизмом и пафосом - вот мол, как тяжело жилось во все времена актерской братии. Минусинцам это удалось.
Павел Зобнин поместил все сценическое действо в складское помещение. Словно посреди огромного всемирного склада всего и вся живет небольшое семейство: подающая надежды, талантливая молодая актриса Александра Негина (артистка Марина Ковалева) и ее мать Домна Пантелеевна (артистка Галина Архипенкова).
Здесь же разворачивается то ли драма, то ли комедия из жизни молодой артистки, мучимой вечным вопросом всех времен и народов: продать свой талант (да и себя заодно) богатому меценату, кошелек которого может открыть любые двери, или выбрать скромное служение в провинциальном театре, связать жизнь с весьма скромным и исключительно порядочным возлюбленным?
Ответ для современного зрителя как будто заведом. Какой дурак откажется от шансов стать известной и любимой в угоду серому прозябанию в глуши, пусть даже и ценой отказа от весьма крепких еще оков нравственности?! А раз нет особой интриги - что выберет Негина, - следовательно, само действие не предполагает никаких трагических изломов и вывихов, напряженности ритма. Но режиссеру удается удержать динамику постановки за счет основной идеи. Жизнь на складе не замирает ни на миг: складские рабочие что-то привозят и увозят, переставляют и разгружают. А в финале тот самый меценат и богатей Геликатов (артист Александр Израэльсон) словно вещь увозит в свое «прекрасное далеко» в одном из ящиков и саму Негину.
Я слышала, что и зрители, и критики из состава фестивального жюри были несколько озадачены излишним увлечением автора постановки этой самой складской «вещностью». Мне тоже показалось, что в спектакле не все было дозированно, иногда «вечное движение» грузчиков мешало восприятию основной сути пьесы. Но в целом вещь получилась не занудная, легкая, мастерски сделанная, не перегруженная излишними спецэффектами. Великолепен актерский ансамбль! Казалось бы, эпизодическая роль Ераста Громилова, театрального трагика, - но сколь незаурядно-комичной, расставляющей нужные акценты оказалась она в исполнении заслуженного артиста РФ Сергея Быкова! Именно его реплики избавили постановку от излишней «театральности», придав ей эффект веселого розыгрыша, некоего фарса . Испытанный прием стереть грань между зрителем и сценой - выход артистов из зрительного зала тоже сработал в плюс. Благодаря этому родилось замечательное чувство единства двух сторон по ту и эту сторону сцены, и возник эффект продолжения реальной жизни, следствие ее, ее зеркальное отражение.
Что ж, лысьвенский зритель не зря рукоплескал северянам, вознаграждая их за столь современное прочтение классики. Театр в Минусинске - с традициями, восходящими аж к 1882 году.
Елена Кожевникова, "Искра", Лысьва
Фото с сайта http://ria.ru/theatre/20120609/669467832.html
"Ричард третий": вечная история нелюбви
Отправляясь на спектакль Серовского театра драмы имени А.П. Чехова «Ричард III» по Уильяму Шекспиру, подумала: чем можно удивить публику, выбрав такой скучно-исторический театральный промоушн? Но уже после первого акта поняла, что ошиблась - рассказ об этом злом гении, прокладывавшем себе кровавую дорогу к трону, актуален и сегодня.
Текст шекспировской пьесы современным зрителем воспринимается довольно сложно, но, привыкнув к высокопарному слогу, быстро начинаешь вникать в суть происходящего. Горбун и хромой урод от рождения Ричард Глостер мечтает только об одном – короне. Только власть позволит ему утвердиться в жизни, заставит забыть о своей ущербной природе. Ради этой власти он готов на истребление практически всего своего рода. Без лишних угрызений совести Ричард приказывает убить своего брата Кларенса, заточенного в Тауэре, своего племянника, молодого Эдуарда V, который направляется в Лондон для коронации, своих малолетних племянников, претендующих на престол. Только тщеславие ведет его по пути соблазнения леди Анны - вдовы Эдуарда, принца Уэльского. Женщина обвиняет Ричарда в убийстве своего мужа и отца и все-таки идет под венец с чудовищем. И даже своего друга Бекингема, помогающего «обстряпать» грязные делишки, Ричард предает, приказывая учинить над ним расправу.
Если бы сегодня кто-то захотел экранизировать это произведение, то иной жанр, как «боевик», к этому убийственно-мрачному сюжету нельзя было бы и подобрать. Столько смертей на одной сцене за два с половиной часа! К чести режиссера спектакля Юлии Батуриной, каждый раз эти смерти «обставлены» по-разному. То это ванна с водой, в которой топят Кларенса, то виселица для малолетних племянников, а то просто шкаф, который сначала служит по прямому назначению, а потом играет роль ящика фокусника, пронзенного десятком шпаг. Аллегория прочитывается: шкаф, в котором когда-то примерял свои наряды новый король, превращается в гроб для его верного соратника.
Музыка, подобранная Петром Незлученко, лично у меня ассоциировалась с негритянским джазом. И параллели двух «империй» на крови выстраивались в голове сами собой.
Образы, переплетаясь, давали пищу для новых размышлений. Это и швейная машинка, которой постоянно пользовался Ричард, готовя себе наряд для коронации. Это и железный забор, на который злой урод накалывал платки-сердца своих жертв. Это и соломенная кукла на виселице – двойник самого Ричарда, его тело, лишенное души.
Оформление сцены символично и весьма функционально (художник Алексей Унесихин). На первом плане – свободная площадка, на втором – ступени и подиум, по-разному обыгрываемые актерами. И музыка, и сценография, и режиссура – все направлено на то, чтобы актуализировать пьесу. Даже в текст актеров внесены изменения, правда, не совсем лексически корректные. Но в голове надолго отложится нешекспировское «сука-совесть» - оказывается, она иногда просыпается и у самых страшных убийц.
Заканчивается пьеса вполне ожидаемо: сбывается пророчество королевы Маргариты, вдовы короля Генриха VI, которая проклинает злодея. Ричард умирает в бою за престол, и все те, с кем он когда-то жестоко расправился, выходят из тени загробного мира, принимая своего палача на символический щит.
Финал настолько грандиозен по своему эмоциональному накалу, что в одну секунду рождает сотни метафор. Одна из них лично для меня оформилась во вполне осязаемую мысль: только существо ущербное, лишенное любви, ставит ВЛАСТЬ превыше всего СУЩЕГО. Она же – эта вожделенная власть – становится палачом для души, блуждающей во тьме.
Марина Решетникова, "Искра", Лысьва
Фото предоставлено Лысьвенским драмтетатром; с сайта http://ria.ru/theatre/20120609/669467832.html
ИТОГИ Х ФЕСТИВАЛЯ ТЕТАТРОВ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ
Главные призы фестиваля
Лучший спектакль малой формы - «Доктор. Первый год», режиссер Сергей Метелкин, Химкинский драматический театр «Наш дом».
Лучший спектакль большой формы - «Игроки», Лысьвенский театр драмы им. А. Савина, режиссер Илья Ротенберг.
Лучшая мужская роль - Владимир Громовиков за роль Вени в спектакле «Бесконечный апрель», Елецкий драматический театр «Бенефис».
Лучшая женская роль - Галина Кудымова за роль Агафьи Тихоновны в спектакле «Женитьба», Коми-Пермяцкий национальный драматический театр им. М. Горького.
Специальный приз «Надежда» - спектакль «Убийца», городской драматический театр г. Шарыпово, режиссер Снежанна Лобастова.
Призы от г. Лысьвы
Диплом за взрослый подход к искусству для детей вручен режиссеру спектакля «Просто игра» Дамиру Салимзянову, Глазовский драматический театр «Парафраз.»
Диплом за пластическую выразительность в спектакле «Король-олень» - режиссеру Звездане Ангеловской, Альметьевский татарский государственный драматический театр.
Диплом за лучший дуэт - Владимиру Калюгину и Марии Сельчихиной, спектакль «Чемодан», Рыбинский драматический театр.
Женская роль 2-го плана - Галина Архипенкова за роль Домны Пантелеевны в спектакле «Таланты и поклонники», Минусинский драматический театр.
За лучший актерский ансамбль - спектакль «Женитьба», режиссер Анна Потапова, Коми-Пермяцкий национальный драматический театр им. М. Горького.
Читайте также:
Краснокамские депутаты получают необоснованные выплаты,
В Кудымкаре канализационные стоки текут в местную речку,
Ребенку из Чусового срочно нужны средства на операцию по пересадке костного мозга,
Что станет сувенирным символом Лысьвы - глиняная игрушка-единорог, зеркало или резная форма для пряников?,
Краснокамские депутаты «попали» в полицейские ориентировки