27 апреля в Октябрьском районе с рабочим визитом побывал министр культуры Пермского края Николай Новичков – впервые за всю историю министерства. Это тем более удивительно, что глава минкульта у нас не был ни разу даже за весь прошлый год, когда мы носили статус центра культуры. Но поскольку министр молодой и в прямом, и в переносном смысле, то за огрехи своих предшественников не отвечает.

Проехав по учреждениям культуры и взглянув на нашу суровую действительность, в заключение визита Николай Владимирович повстречался с работниками отрасли и пообщался, что называется, неформально. За неполный час разговора он попытался донести до коллег новую концепцию культуры в Прикамье, которая уже второй год связывается с именами Бориса Мильграма, Марата Гельмана и Артемия Лебедева. Фигуры, надо заметить, одиозные. Красные человечки, обгрызенное яблоко, аншлаги «В очередь, суки, в очередь!» по улицам Перми – это все их креативные идеи (поправим автора: «сукина тема» – это творчество рекламного агентства Антона Толмачева, – «Районка»). Кстати, революционеров от культуры активно поддерживает губернатор Чиркунов.
Я задала министру такой вопрос:
- Олег Чиркунов сказал, что территория, которая исчерпала свой экономический потенциал, должна делать ставку на культуру. Вы разделяете эту точку зрения?
Новичков утвердительно закивал головой:
- Абсолютно. Сегодня производство культурного продукта более выгодно, чем, скажем производство мебели. Культура – это институт развития, на нас не надо тратиться, лет через десять мы будем кормить всех остальных.
Я понимаю, что эти утверждения из разряда «где я, а где завтра», ведь через десятилетие нас могут развести не города – континенты: не проверить.
Вообще во время разговора неоднократно возникал образ телеги и лошади. Так вот наш гость утверждает, что культура – это лошадь, а экономика – это та телега, которая идет следом.
- Я и главам районов всегда говорю, что культура создаст базу для экономического развития ваших территорий, - уверял Николай Владимирович.
Когда начальник управления культуры района Целищева заметила, что чем красных человечков по Перми рассаживать и фундаменты расписывать под хохлому, лучше бы туалеты приличные поставить, Новичков весело возразил: как раз наоборот, сначала человечки, а туалеты появятся сами собой – бизнес среагирует.
Что тут телега, что лошадь? Мой диалектический материализм, впитанный с университетской скамьи, никак не хотел разворачиваться в другую сторону.
Видимо, это же самое происходило и в умах работников культуры, сидящих в зале: они упорно говорили о «телегах» и ждали реальной помощи от министра. Так, в Ишимово из-за аварийного состояния закрыт сельский Дом культуры, в поселениях нет транспорта для подвоза артистов и нет денег, чтобы его нанять, в культуру не идут молодые кадры, потому что мала зарплата и нет возможности оказывать платные услуги бедному населению. Почти не реагируя на этот «плач Ярославны», министр призывал: развивайте туризм, и деньги сами к вам повалят.
- Но у нас нет дорог, нет гостиниц, нет приличного общепита, - вторили ему.
На что Николай Владимирович, снова меняя местами телегу и лошадь, заявлял: турист повалит на культурное событие, а инфраструктура разовьется следом, опять же автоматически. Вот они в Перми спланировали за год увеличить количество туристов в разы:
- А ведь у нас тоже нет дорог, приличных гостиниц и ресторанов, но приток туристов подтолкнет инвесторов развивать эту сферу.
Что культура приносит неплохие дивиденды, в нашем министерстве культуры уже уяснили. Судите сами, за прошлый год бывший министр культуры Борис Мильграм получил доход в размере три миллиона 359 тысяч рублей (даже председатель правительства получил лишь два с небольшим миллиона), а нынешний министр Новичков, бывший тогда зам. главы администрации губернатора, – два миллиона.
Средняя же зарплата работника культуры в Октябрьском районе сегодня составляет, по данным статистики, 7244 рубля 30 копеек. Сытый голодного, как известно, не разумеет.
В заключение разговора министр сказал, что задача культуры – поднимать уровень напряжения в обществе. Напряжение в зале, где собрались работники культуры, было достаточно высоким. Только осталось впечатление, что высокий чиновник и его районные «подопечные» говорили на разных языках. Например, по вопросу строительства Дома культуры Николай Владимирович порассуждал, что если количество «культурных событий» значительно, то можно и построить, но на свои деньги, а министерство профинансирует проведение культурных мероприятий.
Да будь в Ишимово добротный Дом культуры, специалисты нашли бы, как наполнить его содержанием: там и молодежь бы тусовалась, и старики пели хором, и ребятня плясала бы с утра до вечера. Что в селе может быть важнее, чем привлечение всего населения в единый «очаг культуры»? Зачем им иногородние туристы? Им бы сделать жизнь для своих односельчан комфортной и благоприятной. Но культурная жизнь отдельно взятого села и деревни не сильно вписывается в концепцию развития культуры Пермского края.
И житель глубинки, три часа трясясь по бездорожью до краевой столицы, нет бы замер в изумлении при виде красного обрубка над крышей филармонии, ан нет, ищет, где бы помочиться – бескультурье! Не для него ли, деревенщины, развешаны плакаты, где живительная струя перечеркнута крест-накрест: низ-з-зя! Вот и прорвись с таким народом в культурные столицы Европы…
Лариса Огородникова, газета «Вперед», Октябрьский район
Фото с сайта Пермского филиала Высшей школы экономики
Читайте также:
В центре Перми, в Феодосьевской церкви, освящен бассейн-баптистерий,
Важно! СвЖД сообщает перечень ремонтируемых ж/д-переездов и сроки закрытия,
Охрана пермского леса снова обстреляла его защитников: ранены еще двое,
Звукозащитную стену построит СвЖД на перегоне Оверята-Курья в Пермском крае,
Тюменская больница наказана за вакцинацию ребенка без согласия родителей