«Американская бабушка», покинувшая недавно США из-за тоски по родным краям, стала известной персоной. Во многом – благодаря телевидению и Интернету.
Уроженка Татарстана, 87-летняя Наталья Петровна Архирий большую часть своей долгой жизни прожила в Прикамье, в посёлке Усьва Гремячинского района. Около трёх лет назад дочь увезла мать к себе в США, в город Сиэтл. Но не прижилась Наталья Петровна в чужой стране.
Уже не американка
О путешествии нашей землячки через Атлантику в Европу и возвращении в домой уже писано-переписано. Она давала интервью журналистам центральных и пермских телеканалов, рассказывая о перипетиях своей жизни за океаном и в России. Наталья Архирий больше не «американская бабушка» - с тех пор, как снова поселилась в Усьве. В бывшем шахтёрском посёлке живут в основном пенсионеры. Многие из них, как и Архирий, хлебнули военного лиха.
Корреспондента «Шахтёра» Наталья Петровна встретила приветливо, хотя и чувствовала себя неважно – прихватило поясницу. Женщина лежала на кровати, укрывшись несколькими одеялами, в берете и повязанном поверх него платке. Социальный работник Светлана Зиганшина помогла ей сесть. Светлана живёт в смежной квартире и помогает соседке справляться с житейскими трудностями – приносит продукты из магазина, прибирается в просторной трёхкомнатной квартире, которую выделила Н.П. Архирий администрация Усьвинского сельского поселения. Хлопот много. К сожалению, социальный работник не всегда в силах помочь подопечной.
- Когда приедет ко мне «Скорая»? – интересуется бабушка.
- Говорят, дорогу ещё чистят от снега, - отвечает Светлана.
Оказалось, что «Скорую» вызвали из посёлка Шумихинского ещё вчера. Накануне прошли снегопады, дороги перемело («Скорая помощь» в тот день всё-таки пробилась к усьвинской бабушке, сейчас она лечится).
Грустное настроение Натальи Петровны постепенно меняется. Она приободряется, когда мы переходим к разговору о её жизни в Усьве. С удовольствием вспоминает свою молодость. У неё на удивление хорошая память: беспрестанно сыплет фактами и датами, как будто только вчера впервые ступила на усьвинскую землю.
Шахтёрский паёк
– В 1942 году меня мобилизовали в трудармию, - рассказывает моя собеседница. – Я тогда в Татарии жила, в селе Михайловка. Везли нас на Урал в товарняке. На станции Усьва мы вышли из вагонов. Оказалось, нам предстояло работать на шахте имени Чкалова – стране был нужен уголь…
Бойкая, крепкая деревенская девушка сначала поработала машинистом транспортёра в шахте, а потом пошла на курсы взрывников-запальщиков. Больше десятка лет выполняла под землёй эту опасную мужскую работу. Она считает, что вредный труд сказался на её здоровье, особенно на зрении. На шахте очень тяжело работалось, но это был шанс выжить в голодные годы. Шахтёрам давали дополнительный паёк хлеба. Наташа часть своего пайка умудрялась менять на молоко. Заслуги отважной, работящей девушки были оценены по достоинству: её наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
Кстати. На «Чкаловке» в годы войны работало под землёй много женщин. Сейчас в Усьве проживают 64 труженика тыла. Все они награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
Дочки-матери
В конце 50-х Наталья устроилась в местную больницу сестрой-хозяйкой, трудилась там более десяти лет.
Здесь, в Усьве она встретила своего суженого – шахтёра Ивана Архирия. По словам Натальи Петровны, свадьбу они играть не стали – в послевоенном 1947 году не до этого было. «Расписались» в поссовете. Затем там же выпили со свидетелями по рюмочке разведённого спирта и закусили кусочками чёрного хлеба. Наташа в девичестве носила фамилию Храмова, а стала Архирий. Новая фамилия ей нравилась.
Вместе с мужем вырастили дочь и сына, обоим сумели дать высшее образование. Сначала дочь, а потом сын окончили политехнический институт. Теперь они взрослые, у обоих свои семьи, дети и внуки.
- Дети у меня очень хорошие, - говорит с чувством моя собеседница. – У них своя жизнь, и я не хочу им мешать. У них свои, современные взгляды на жизнь. Когда я жила у дочки в Америке, каждый день собиралась в Усьву. Скучно мне там было. Хотя Катя сделала для меня всё, что могла. Утром она приносила мне в комнату еду и уезжала на работу. Ко мне никто не приходил. Русского языка я почти не слышала. С мужем Катя говорила по-английски…
Я – дома…
Потом, как мы уже знаем из СМИ, был утомительный перелёт из США в Финляндию. Дочь посадила маму на поезд до Санкт-Петербурга, а там престарелая женщина попала сначала в милицию, потом в больницу и, наконец, в социальный центр.
- Шибко хорошо мне там было! – с благодарностью вспоминает Наталья Петровна своё недолгое пребывание в социальном центре. – Мне комнату дали, кормили очень вкусно. И никто меня не допрашивал. Очень хорошие там люди! Мне предлагали остаться, но я побоялась, что потом сдадут меня в дом престарелых. Решила вернуться в Усьву.
Возвращению «американской бабушки» в посёлок, с которым связано столько дорогих воспоминаний, предшествовала огромная работа властей и социальных служб. Её тепло и радушно встретили на Перми II, привезли на машине в Усьву. Разместили в квартире, где уже была приготовлена мебель, необходимая кухонная утварь и даже телевизор. Собирали всё это «всем миром».
В судьбе вернувшейся из-за океана землячки приняли участие многие, прежде всего – глава администрации Усьвинского сельского поселения Роберт Росимович Сулейманов и ведущий специалист администрации Вера Никитична Красуцкая. О Вере Никитичне бабушка говорит с благоговением, даже прослезившись: мол, такой добрый, отзывчивый человек. Во встрече и устройстве Н.П. Архирий участвовали заместитель главы администрации Гремячинского муниципального района В.П. Гвоздев, начальник ТУ Минсоцразвития по Губахинскому и Гремячинскому районам Л.Е. Сухова начальник отдела М.Ф. Шулепова.
– Мне живётся здесь спокойно, я – дома, – говорит она на прощание. – Знакомые меня навещают. Хотелось бы ещё и с сестрой встретиться. Она в Гремячинске живёт, но очень больна. Вот поправлюсь – сама поеду к ней. Передавайте всем моим родным привет через газету. Ой, кажется, и поясница уже не так болит…
Пока мы так беседовали, Светлана успела у себя дома потушить картошку. Да ещё и уговаривать пришлось подопечную, чтобы пообедала, наконец. Немного покапризничав, бабуля соглашается и идёт с помощью социального работника к столу.
Она, действительно, дома. Своя среди своих.
Нина Кашафутдинова, газета «Шахтер», Гремячинск
Читайте также:
За 11 месяцев 2010-го в пермских ДТП погибли 494 и ранены 4325 человек,
Пресс-служба пермского ГУФСИН обвинила СМИ во лжи про ИК-11,
Раньше Пермь была закрытой – теперь стала невыездной,
ЧП в Ныробе: зэки выкрали из оперотдела наркотики и дружно укололись,
Пермская художественная галерея открыта для виртуальных экскурсий