Короотвал может дать сырье для процветающего предприятия города, сотни рабочих мест, приносить солидные доходы в местную казну. А сейчас он отравляет жизнь краснокамцев…
Горит короотвал открытым огнем, прогорая «колодцами» - это когда в толще коры образовываются горячие провалы глубиной до 5-7 метров. За 70 лет здесь собраны запасы еловой коры, спрессованные слоем до 30 метров. По словам бывших сотрудников пожарной охраны Камского комбината, в советские годы производилась постоянная превентивная заливка коры водой, но как только короотвал был передан в частные руки, противопожарных мер никто не предпринимает, и кора горит круглогодично – даже под снегом.
Отчаявшиеся жители Краснокамска обратились с письмом к губернатору Пермского края:
«Уважаемый Олег Анатольевич!
Обращаемся к вам с просьбой принять срочные меры: в нашем городе горит свалка древесных отходов площадью 20 гектаров. Свалка-короотвал находится в городской черте в непосредственной близости к двум микрорайонам города – Заводской и Рейд. Пожар продолжается уже пятый месяц. В настоящее время горит 95 процентов площади. Так как на эту свалку складировались не только древесные отходы, но и мусор, содержащий пластмассу, дым очень вреден для здоровья. Короотвал горит не первый раз и не первый год. Власти города и района не могут разобраться, кто должен тушить пожар, перекладывают ответственность друг на друга. Просим помочь нам и спасти нас и наших детей от отравления, а природу от разрушения».
Жители Заводского, если обращение не будет услышано, готовы перекрыть федеральную трассу в районе короотвала. Понятно, что это не лучшее решение, но и людей понять можно. Конечно, есть и иное предложение: обратиться в суд с требованием найти виновного и компенсировать ущерб здоровью. А мы пока попробуем разобраться без суда.
По словам дознавателя ОГПН-6 Александра Лосева, в этом году первый раз короотвал загорелся еще ранней весной, как только сошел снег.
- Мы подготовили письма в разные инстанции с требованием обеспечить пожарную безопасность на этом объекте, но ничего не было сделано.
Заместитель главы города по инфраструктуре Виктор Хмыз не скрывает вины городской администрации в сложившейся ситуации:
- Надо признать, что принятые в этом году городской администрацией меры оказались не вполне эффективными и не могут в достаточной мере решить многолетнюю проблему горения короотвала. В начале лета по договору с городской администрацией 11-ая пожарная часть ежедневно его проливала. Это принесло некоторый результат – горение уменьшилось. Но в жару оно усилилось. В это же время начал гореть торфяник на Суходоле, и все силы были переброшены туда, где ситуация была намного сложнее. Одновременно принимать какие-то кардинальные меры по тушению короотвала не хватало сил и средств. На совещании в районной администрации я предложил разделить зону ответственности: городская администрация продолжит тушение торфяников, а районная могла бы взять на себя тушение короотвала. Но мне в этом было отказано. Земля, которая находится под короотвалом, является федеральной собственностью, и за нее отвечает Росимущество по Пермскому краю. На наши требования навести порядок на вверенной им территории также был получен отказ: «Мы - собственники земли, а не коры. Ответственность за горение коры должны нести органы местного самоуправления». Считаю, что нужно увеличить финансирование на безопасное содержание короотвала. Хотелось бы, чтоб в городском бюджете на следующий год строка об этом была прописана отдельно. На короотвале сейчас после огня остается много золы. Это полезнейшее сельскохозяйственное удобрение. Хорошо бы использовать его для обогащения местных полей.
Использовать перегнившую и сгоревшую кору как удобрение – мысль не новая. В начале 80-х годов такие эксперименты проводил профессор Пермской сельхозакадемии Коровкин. Лет пять тому назад ученые Пермского государственного университета опробовали новую технологию: кору и свиной навоз смешивали в определенных пропорциях и вывозили на поля СХПК «Труженик». По словам специалистов, эффект впечатляющий. Но на этом все и закончилось.
На основании распоряжения от 29 декабря 2006 года № 1218 ГУП «Камский ЦБК» (ныне ОАО «ЦБК «Кама») утратил право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с его предоставлением в аренду ЗАО «НПО «Экоресурсы» сроком до 30 ноября 2007 года.
Генеральный директор этого самого ЗАО «НПО «Экоресурсы» Александр Бровцев от встречи с журналистом не отказался. Выложил для ознакомления солидную папку с документами. По его словам, предприятие является участником федеральной программы «Экология Урала». Цель – переработка коры в удобрения по особой запатентованной технологии. Соучредителями ЗАО являются несколько известных ученых, которые доказывают своим авторитетом эффективность такого удобрения. Вот только воплотить их мечты в реальность Александру Бровцеву до сих пор не удалось.
Причины называются разные. Сам директор уверен, что это происки недобросовестных руководителей города и района. А Сергей Кокшаров, директор комитета по охране окружающей среды Краснокамского района, считает, что причина в свертывании федеральной программы «Экология Урала». Во всяком случае, ЗАО «НПО «Экоресурсы» реально повлиять на изменение ситуации с короотвалом так и не сумела. «Краевая, районная и городская власти не выполняют условия федеральной целевой программы. Почему тушат торфяники на федеральной земле, а наш короотвал не тушат?» - горячится Александр Бровцев. Ну, а кроме пожароопасной проблемы, за эти годы не решена, напомним, и проблема с переработкой коры. «Экоресурсам» не удалось привлечь инвесторов и развернуть производственные мощности по изготовлению суперудобрения.
Впрочем, есть неясности и в определении собственника короотвала. Земля под ним - федеральная собственность, и за ее использование отвечает Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (Росимущество). А вот чья кора горит на федеральной земле – не совсем понятно. Как уже было сказано выше, кора была передана в безвозмездное пользование ЗАО «НПО «Экоресурсы» конкурсным управляющим Камского комбината в момент реорганизации предприятия. Но документа, подтверждающего этот акт, в архивах районной администрации сегодня нет. Поэтому вопрос: «Чья кора?» остается открытым. И этот вопрос в настоящий момент один из главных.
- Пожарные правомерно отказываются тушить кору, - объясняет ситуацию заместитель главы района Наталья Белослудцева. - Они получают федеральные средства только на тушение пожаров, а горение мусора к пожарам не относится. Его утилизация – это полномочия района. Но район не может перерабатывать отходы, которые находятся на чужой, в данном случае федеральной, территории. Замкнутый круг!
Естественно, что интерес к данному участку земли проявляют и районная, и городская власти. Известно, что глава города Юрий Чечеткин обращался в Росимущество с просьбой передать землю городу, но получил отказ. Районная администрация тоже не прочь сама заняться переработкой коры, но тоже не знает, как подступиться к федеральной собственности. Все понимают, что огромный запас коры является по сути краснокамским «клондайком», способным обогатить собственника. А уж 22 гектара земли под ним – тем более! Сейчас же «золотое дно» Краснокамска приносит горожанам одни неприятности: загрязнение атмосферы, ухудшение состояния здоровья, пожароопасность… Тем временем на территории ОАО «ЦБК «Кама» с 1993 года растет второй короотвал, сырье которого используют для местной котельной.
Приходится только удивляться нашей непредприимчивости. Короотвал, который может дать сотни рабочих мест, существенный доход в местный бюджет, стать основой одного из процветающих предприятий города, смрадным дыханием своего горения отравляет жизнь краснокамцев.
Наша справка
- Земельный участок под короотвалом занимает 22 гектара.
- Площадь самого короотвала – 19 гектаров.
- Запасы коры составляют 3,9 миллиона тонн.
- Короотвал берет свою историю с 1936 года.
- В советские годы на короотвале существовала своя система пожаротушения.
Алиса Романова, газета «Краснокамская звезда»
Фото В. Сыпачева
|