- Как-то были мы с учениками в одной из деревень. Сидели у костра. И я, глядя на одного из них, совсем юного тогда Юру Шевчука, сказал коллегам, если хотите, пророческие слова: «Этот мальчишка станет исторической личностью». И, как видите, почти угадал, — улыбается мой собеседник, художник и дизайнер Айрат Гайнанов. — С Юрой, лидером группы «ДДТ», мы до сих пор поддерживаем приятельские отношения.
Наш разговор с Айратом Даяновичем происходил в Полазне, на одной из скамеечек на ул. Дружбы. Присмиревшее к вечеру солнце и дружелюбный ветерок располагали к столь же приятной беседе.
В поселке нефтяников, на родине супруги, Айрат Гайнанов живет чуть более полугода, а до этого его добрый творческий свет был заметен в самых разных городах и весях.
- Родился я в 1945 году в Уфе. Отец мой был из простой рабочей семьи, а мама принадлежала к известному роду башкирских просветителей, — рассказывает Айрат Даянович. — Возможно, оттуда и проистекает моя любовь к поэзии и художественному творчеству.
Огромную роль в его становлении сыграл известный в Уфе художник и педагог Г.В. Огородников, который в свою очередь был учеником знаменитого в советское время художника, автора ленинианы Н.Н. Жукова. Занятия в студии Огородникова оставили у Айрата след на всю жизнь. Как рассказывает, поглаживая свою бородку, Айрат Гайнанов, в детстве он во многом старался походить на своего учителя, включая и внешний облик. Даже бороду и ту хотел иметь, как у него.
- Но получилось так, что после школы по настоянию работавшего на авиазаводе отца я поступил не в художественный, а в авиастроительный вуз. Проучился год и окончательно убедился в том, что мое призвание лежит совсем в другой плоскости, — признается мой собеседник. — Поэтому на следующий год я втихаря уехал в Чебоксары и поступил на художественно-графический факультет местного пединститута. В то время там работала плеяда замечательных столичных педагогов. И пошли пленэры по местам Репина, Левитана, начались чуть ли не еженедельные воскресные поездки на московские художественные выставки. По студенческому билету поездки до Москвы стоили копейки.
Начались у Айрата и романтические студенческие строительные отряды. В 1969 году он, будучи командиром одного из них, участвовал в перекрытии Ангары.
- Как-то по телевизору показывали кинохронику, как в реку сбрасывали огромные бетонные кубы с надписями: «Даешь Ангару!». Это мы их подписывали, — говорит Айрат Даянович. Стройотряды, по его словам, были коллективной школой жизни.
Во время учебы в вузе он увлекся древней историей, археологией, этнографией, со временем стал зачитываться трудами автора пассионарной теории этногенеза Льва Гумилева, что тоже сказалось на его творчестве. В 1969 году он впервые стал дипломантом Всесоюзной выставки творческих вузов в г. Вильнюсе, а позже пейзажи и портреты кисти Гайнанова стали выставляться в Уфе, Москве (в том числе на ВДНХ), Кургане, Санкт-Петербурге, Сочи, Перми, в городах Севера и даже, под эгидой ЮНЕСКО, в Париже.
После окончания вуза, в 1970 году, Айрат Гайнанов вернулся в Уфу. В разные годы преподавал в республиканском Центре одаренных детей, в Башкирском государственном пединституте, на кафедре архитектуры Уфимского нефтяного института. Затем, уже после окончания факультета повышения квалификации при Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском), переехал в столицу.
- В районе метро «Павелецкая» у меня с другом была мастерская, где собиралось немало творческих людей: поэтов, художников, актеров, особенно с Таганки, — продолжает Айрат Даянович. — Среди моих хороших знакомых был тогда Борис Хмельницкий. А еще до этого на съемках фильмов «Вечный зов» и «Пропавшая экспедиция», которые снимались в Башкирии, я познакомился с Евгенией Симоновой и Александром Абдуловым. В то время это был долговязый молодой человек. Я ему некоторые приемы резьбы показывал. Он говорил, что хочет вырезать образ Христа.
После Москвы у Айрата Гайнанова начался северный период жизни. В городах Севера он жил с 1986 по 2010 год. Преподавал в школах искусств, трудился ведущим специалистом по дизайну г. Новый Уренгой, главным дизайнером г. Когалым, участвовал в художественных выставках в Ханты-Мансийске, Когалыме, Сургуте, Тобольске, Тюмени, а также за рубежом. К сегодняшнему дню на его счету 10 персональных выставок, а его картины находятся в музеях и частных собраниях не только России, но и Италии, Греции, Финляндии, Канады, США, Франции, Турции, прибалтийских стран.
- Сейчас я живу в Полазне, преподаю в пермском лицее № 1, но буду рад, если мои знания и опыт пригодятся в Добрянке и Полазне. С дизайнерской точки зрения тут есть над чем поработать, например, над обликом исторических центров, — признался в завершении нашей беседы Айрат Даянович.
Михаил Калинин, газета "Зори Плюс", Добрянка
Raionka.perm.ru@ya.ru
Читайте также:
Женщина сожгла заживо мать и отчима, сдалась милиции и осуждена на 18 лет строгого режима,
Сегодня суд Пермского края буквально горел... на ученьях,
На Красной площади в Перми, между монастырем и Райским садом, появится музей,
Среди ночи в больницу и магазины пермского села Елово наведался медведь,
Двое пешеходов насмерть сбиты «Жигулями» в Пермском крае