Наша беседа произошла совершенно спонтанно. В День города, который нынче объединили с фестивалем исторических городов и районов Прикамья, я шел по мосту любви, а Юрий Лапшин разворачивал на нем свою выставку авангардного искусства, специально приуроченную к фестивалю, главным героем которого стал Субботин-Пермяк.
Там, на мосту и поговорили о взаимоотношениях художника и власти, об искусстве и времени и многом другом.
-- Юрий Николаевич, зная о вашей занятости, хочу спросить, легко ли вы откликнулись на предложение поучаствовать в фестивале исторических городов, приехать в Кудымкар?
-- Принять участие в этом фестивале меня попросил Лев Борисович Катаев, с которым мы давным-давно работаем, он и являлся режиссером всей этой истории. Кудымкар не совсем чужой для меня город! Одно время я часто сюда ездил, когдаЛюдмила Мехоношина (в прошлом главный художник театра -- авт.) работала в театре. С радостью согласился приехать и в этот раз. Мы сделали тут такой парк скульптур, живописи, может, теперь это будет мост искусств, я не знаю…
-- Вообще-то кудымкарцы называют его мостом любви…
-- Пусть будет мост любви и творчества.
-- Для вас творчество Субботина-Пермяка, ставшего ключевой фигурой этого фестиваля, имеет большое значение?
-- Субботин-Пермяк для меня интересная личность, я внучку его знаю Киру Григорьевну Барламову. Самого Петра Ивановича считаю одним из художников, очень последовательно и точно работавших во времени. Он близок мне тем, что тоже искал неадекватное отражение натуры, прошел через все, как и любой другой мастер. На этом импровизированном вернисаже у меня пять картин, непосредственно навеянных его творчеством. Помимо этого я написал портрет Субботина-Пермяка и подарю его городу.
-- Фестиваль проходит под брендом «Кудымкар -- город мастеров», на ваш взгляд, есть ли у нашего города шансы стать таким городом мастеров, художников, творческих людей?
-- Считаю, что да. За два дня своего пребывания здесь я отметил большую заинтересованность людей -- город-то взволновался! -- они ночь не спали перед праздником. Я тоже не спал в гостинице, слышал, как народ гуляет, о чем-то оживленно беседует, при этом все были адекватными совершенно. Мне кажется, будущее у Кудымкара как города мастеров, есть, это большая задача, но она должна быть не просто проектом, это должно стать смыслом жизни.
-- То есть потенциала у наших творческих людей, мастеров хватает?
-- Тут должна быть двухсторонняя связь: художник -- чиновник, но это всегда проблема! Без финансирования ничего не сделать, на одном энтузиазме вылезти невозможно. Нужна программа на уровне государства, о ней я давно говорю, которая могла бы объединить людей, заинтересовать их в том, чтобы сделать то место, где они живут, не похожим на другие. Здесь есть все возможности для этого, так же, как и у Перми. Но не все, что у нас делается в этом направлении, мне нравится.
-- А что не нравится?
-- Вы же знаете, что Пермь сейчас позиционирует себя культурной столицей Европы. Я понимаю, что уровень провокации необходим, он является неким двигателем, обострением конфликта интересов между местным населением и легионерами. Но неразумное, на мой взгляд, соотношение легионеров, которые сейчас едут в Пермь, и той творческой массы, что есть у нас, не соответствует тому, что мы делаем. Хотя у меня внешне очень хорошие отношения с нынешним министром культуры края Мильграмом. Мы с ним когда-то работали, он как режиссер, я как художник. С Борисом все давным-давно понятно, но мы очень разные, и … (задумывается) Я все-таки пахарь! А что касается идеологии культурной столицы, то тут, как я и говорил, нужна государственная поддержка, без нее ничего не сделаешь.
-- Фестивали, подобные фестивалю исторических городов и районов, как-то влияют на развитие культуры, самих территорий, в которых они проходят?
-- Я думаю, да. Во-первых, они на какое-то время мобилизуют людей, но дальше-то необходимо, чтобы это не исчезало. Потом, допустим, у нас на «Живой Перми» в этот раз было 150 или 160 проектов, но разве все это можно было посмотреть и оценить по достоинству в течение четырех дней? Конечно, нет. Но все равно, я думаю, надо все это делать.
-- Ваши впечатления о современном Кудымкаре?
-- Вчера был у Ильича, стоящего на площади. Памятник, точнее его постамент, обделан кровельным железом, из него обычно заборы делают. Если бы раньше кто-нибудь увидел такое, уверен, голову снесли бы. Впрочем, такие нюансы и казусы можно найти везде. Да что там, вот покрасили у вас скамеечки в желтый цвет, я сел на одну из них, и у меня, извиняюсь, вся задница, так сказать желтая стала. В остальном Кудымкар оставил у меня хорошие впечатления.
Дмитрий Никитин
Читайте также:
Страшное ДТП на пермской Вышке II: ВАЗ-21074 смяло вполовину (три фото),
На пингвинов Магеллана напали голодомор с холодомором,
Частный предприниматель "обскакал" на аукционе "Пермэнерго" и КЭС,
Колония для пожизненно заключенных "Белый лебедь" приняла священников РПЦ,
Сегодня в Пермском крае «ГАЗели» кувыркались: пострадал ребенок (фото двух ДТП)