Как и по всей стране, в Пермском крае в канун Дня Победы тоже привели в порядок свои мемориалы и возложили к их подножиям цветы. Вот и в Чёрмозе отдали дань уважения человеку, который, как принято считать, ценой своей гибели спас жизни тысячам горожан. Именем летчика Валерия Рубаненко, 7 мая 1971-го не допустившего падения самолета на жилые кварталы, давно названа улица, в его честь при входе в общественный сад установлен памятный знак в виде крыла истребителя. Правда, на снимке этой местной достопримечательности, кем-то из чермозцев выложенном в Сети еще в 2004-м (chermoz.narod.ru/wing.htm), мило пасутся козы, но пусть их – парнокопытным-то прощается.
Так в чем же состоит подвиг данного пилота-воина? Приведем каноническую, так сказать, версию.
«Рубаненко на МиГ-25 летел выполнять задание с военного аэродрома, расположенного на севере Пермской области. Почему-то до перестройки трассы военных самолетов проходили прямо над городом. В бомболюке – полный боекомплект, десятки тонн бомб и снарядов. Под крылом замелькали улицы Чермоза. Как вдруг – двигатель вспыхнул, повалил дым.
- База, я пятый. Отказал двигатель, я падаю!
- Пятый, немедленно катапультируйтесь! Слышите! Катапультируйтесь!
- Не могу катапультироваться! Пролетаю над населенным пунктом! Внизу населенный пункт! Попробую увести самолет от города!
Вот что рассказывает очевидец событий Ольга Ануфриева:
- Я тогда училась в десятом выпускном классе. Перед днем Победы нам показывали какой-то документальный фильм о войне. В кабинете окна задернуты черными шторами, треск кинопроектора. Сидим, скучаем. Вдруг монотонный голос диктора прервал страшный взрыв. Здание школы задрожало, стены заходили ходуном. Все бросились в коридор. Оттуда уже доносились крики «Война! Началась война!» Люди выбегали на улицу и бежали в сторону Камы, откуда слышались взрывы и валил густой столб черного дыма. На берегу собрались сотни людей. Все они смотрели на другой берег, гадая, что произошло. Потом мы узнали, что упал военный самолет с полной загрузкой».
Но позвольте: во-первых, какой бомболюк и какие десятки тонн бомб и снарядов, когда речь идет о МиГ-25? Ведь у него – всего четыре точки подвески, на которые можно прицепить в сумме не более 1800 кг: как правило, четыре управляемые ракеты средней дальности. МиГ-25 – не бомбовоз, а истребитель-перехватчик, если, конечно, имеется в виду эта машина.
Во-вторых, другие очевидцы утверждают, что самолет вообще не взорвался: «Он несколько лет в трясину погружался, в 1976-м только хвост со звездой торчал». Хотя упади под Чермозом МиГ-25, торчали бы… два хвоста. Поскольку данный летательный аппарат, принятый на вооружение в 1970-м, – первый в мире с двухкилевой схемой хвостового оперения. А однокилевыми были МиГ-19: их вооружение – три 23-миллиметровые пушки НР-23, плюс две бомбы до 250 кг или два блока неуправляемых реактивных снарядов ОРО-57К – при условии, что сняты подвесные топливные баки (ПТБ).
Валерий Рубаненко после подготовки в Краснодарском учебном авиационном центре поступил в Армавирское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков противовоздушной обороны (АВВАКУЛ), которое закончил в 1969 году. И был распределен в числе двенадцати однокашников в Пермь, в аэропорт Большое Савино, в 764-й истребительный авиаполк. Так вот Геннадий Топорков, сослуживец Валерия из той самой армавирской дюжины – ныне пенсионер украинского Миргорода, на форуме сайта училища avvakul.ru пишет: «Летали на МиГ-19. Первыми в Союзе переучились на МИГ-25П. Хорошее было время, есть что вспомнить».
Но относительно гибели Рубаненко его сокурсники предельно конкретны: «МиГ-19, на «потолке» оторвался бак, «штопор» – не прыгнул». И ни слова – о мужественном деянии. Ни строчки – даже на архивной странице avvakul.ru под рубрикой «Светлая память». Тем более нет и фотографий. Впрочем, и в опубликованных списках Героев Советского Союза ФИО героя чермозского не значится, хотя в присвоении ему высокого звания посмертно убеждены в прикамском городке практически все поголовно. Живущий же в Калининграде внук Рубаненко – Михаил – про подвиг деда до недавнего времени и понятия не имел.
Так был ли он – подвиг? Да – без оговорок. При достижении МиГ-19 максимальной высоты произошел срыв одного ПТБ, самолет ушел в «штопор», но пилот смог предотвратить падение машины на головы невинных. Разве лишь этого не хватает для вечной памяти и вечной благодарности потомков? Знаете присказку: «Мы б вам верили, когда б вы так не врали...»? Нет нужды городить мифы там, где достаточно искреннего поклона человеческой самоотверженности. Давайте лучше черкнем для себя прямо сейчас – раз уж живем от юбилея к юбилею: в следующем мае спасению Чермоза исполнится сорок лет. Есть повод всенародно отметить.
P.S. Уже после этой публикации однополчане Валерия Рубаненко подтвердили, что "он выполнял полет на разгон, в процессе разгона произошел отрыв подвесного бака, который ударил по стабилизатору, и самолет перешел в неуправляемый полет с большой перегрузкой, которая и не позволила Валерию катапультироваться". А затем разместили у себя на форуме и портрет погибшего, взятый из коллективной выпускной фотографии.
Читайте также:
Фанаты «Зенита» устроили в Перми беспорядки,
Утерянное надгробие найдено при раскопках,
Милиция шуток не понимает,
Наш КВН хорош и без названия,
Губернатор рассказал про посадки