Искать
Портал Районных и
Городских Изданий
Пермского Края
РАЙОНКА

Сайт «РАЙОНКА» знакомит вас с публикациями районных газет Пермского края. Районным газетам ресурс дает возможность организовать собственный аккаунт и создавать дайджесты самых последних новостей.

Медиасообщество

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2016
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2015
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2014
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2013
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2012

Для журналистов-расследователей: список законов

Публикуем список законодательных актов, который поможет СМИ в проведении расследований на антикоррупционную тему.
 

Законодательная основа для гражданских расследований

I. Российское законодательство

Конституция РФ, статья 29, пп. 1, 4 и 5

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

- вводит понятие коррупции в российское правовое поле (п. 1 ст. 1);
- определяет защиту основных прав и свобод человека и гражданина, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также «сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами» одними из основных принципов противодействия коррупции в России (ст.3);
- устанавливает в качестве основания для освобождения от занимаемой должности или увольнения чиновника «непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах…» (п. 4 ст. 6);
- вводит запрет чиновникам «открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках» за рубежом (ст. 7.1) (от 07.05.2013);
- вводит обязанность представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера чиновников и их ближайших родственников (ст. 8);
- вводит обязанность предоставления сведений о расходах (ст. 8.1.)

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

- Обязывает государственные органы и ОМС размещать информацию о деятельности на своих официальных сайтах;
- Устанавливает условия и сроки предоставления ответов на запросы об информации граждан.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Обязывает суды размещать информацию о деятельности на своих официальных сайтах.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы» (Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226)

5. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, высшим должностным лицам (…):
а) активизировать работу по формированию у служащих и работников государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, фондов, государственных корпораций (компаний) и организаций отрицательного отношения к коррупции, привлекать для этого общественные объединения, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции, и другие институты гражданского общества, каждый установленный факт коррупции в соответствующем органе и организации предавать гласности.

 

 

II. Международное законодательство

Конвенция ООН против коррупции (31.10.2003)
День начала подписания (9 декабря) – Международный день борьбы с коррупцией.
Подписана РФ 9 декабря 2003, ратифицирована 8 марта 2006.

Статья 20
Незаконное обогащение: При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.
(Не вошла в российский закон о ратификации Конвенции)

Устанавливает гражданский контроль - ст. 13:
«Каждое Государство-участник принимает надлежащие меры, в пределах своих возможностей и в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, для содействия активному участию отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин, в предупреждении коррупции и борьбе с ней и для углубления понимания обществом факта существования, причин и опасного характера коррупции, а также создаваемых ею угроз…».

Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1.7.2002)
Ратифицирована РФ 25 июля 2006 г., вступила в силу в РФ 1 февраля 2007 г.

Обязывает страны-участники Конвенции принять уголовное законодательство, криминализующее подкуп, злоупотребление влиянием в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, и др.

Вводит защиту заявителей о коррупции (whistleblower)
Статья 22. Защита лиц, сотрудничающих с правосудием, и свидетелей
«Каждая Сторона принимает такие меры, которые могут потребоваться для обеспечения эффективной и надлежащей защиты:
a) тех, кто сообщает об уголовных правонарушениях, признанных в качестве таковых в соответствии со статьями 2-14, или иным образом сотрудничает с органами, осуществляющими расследование и разбирательство;
b) свидетелей, дающих показания, касающиеся таких правонарушений.

Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 г.)

Конфискационные меры
1. Каждая Сторона принимает законодательные и другие необходимые меры, предоставляющие ей возможность конфисковать орудия и доходы или имущество, стоимость которого соответствует этим доходам.

Составитель списка  Андрей Калих, независимый журналист, координатор международной рабочей группы "Борьба с трансграничной коррупцией Гражданского форума ЕС-Россия".





.
Авторизация пользователя
Логин
Пароль
Зарегистрироваться

© Портал «Районка»: г. Пермь, ул. Сибирская, 8, Пермская краевая организация Союза журналистов России. Электронная почта: permdomjur@gmail.com, телефон 212-77-01.
Запрещается перепечатка статей, других текстовых материалов, фотографий и иллюстраций без согласия правообладателя, а иное использование - без ссылки на правообладателя. При использовании материалов в сети Интернет, в том числе при цитировании и в обзорах печати, гиперссылка на www.raionka.perm.ru обязательна. Нарушение исключительных прав преследуется по закону.
Сайт разработан РЦИ ПНИПУ.
Яндекс.Метрика