19 марта состоялось заседание экспертного совета по СМИ, итогом которого стало решение о возможной разработке в Прикамье целевой комплексной программы развития информационного партнерства органов государственной власти и прессы.
В первый раз экспертный совет по СМИ обратился к теме целевой программы 27 февраля. За основу для обсуждения была взята программа «Развитие информационного партнерства органов государственной власти и СМИ Саратовской области», работающая уже почти 10 лет.
19 марта тема была проработана вторично: представители пермской прессы в формате видеоконференции встретились с первым заместителем министра печати и информации Саратовской области, начальником управления информационного взаимодействия, мониторинга и реализации целевых программ Светланой Бакал.
В течение полутора часов замминистра отвечала на вопросы пермяков, касающиеся аспектов реализации такой программы. Ее отличие от «пермской системы» заключается в том, что областной бюджет поддерживает не конкретные издания, телерадио- или интернет компании, получившие право на заключение госконтракта по итогам конкурсных процедур, а предложенные ими наиболее интересные и полезные проекты социальной направленности. Финансирование осуществляется на основе механизма субсидирования. В прошлом году освоение по саратовской программе составило более 100 млн., бюджетную поддержку получили 115 проектов.
Ответы на вопросы пермской стороны были следующими:
- Каков уровень доверия к СМИ в Саратовской области? Меряете ли его? И если да, то какова его динамика, начиная с 2005 года? Есть ли связь между уровнем доверия и мероприятиями программы?
- Статистики уровня доверия к СМИ нет. Но есть репутация региона как социально стабильного, без выраженных протестных настроений - это результат работы и СМИ в том числе. О доверии к региональным СМИ говорят стабильные тиражи печатных издания, растущий уровень посещаемости Интернет-СМИ, отклики зрителей на новостные программы местных ТВ.
- Не конфликтует ли программа с 94ФЗ?
- Средства выделяются в соответствии с Бюджетным кодексом на основе механизма субсидирования. Проведения конкурсных процедур (котировок, конкурсов, аукционов) не требуется. Есть условие – софинансирование проектов, привлечение к их реализации собственных инвестиций и коммерческих средств. Субсидия предоставляется после признания проекта победителем конкурса, по итогам которого заключается договор, непосредственное перечисление средств происходит по факту выполненных работ и подписания отчета (практикуется ежемесячная периодичность отчетности и соответственно финансирования).
- Средства программы – это единственная бюджетная поддержка СМИ или есть иные направления? Например, предусмотрены ли в областном бюджете средства на PR губернатора?
- Нет, не предусмотрены. Но средства выделяются также на опубликование нормативно-правовых актов.
- Насколько позитивно отнеслись ваши депутаты к разработке и принятию такой программы? Каковы были их основные возражения?
- На первом этапе, десять лет назад, хотя программа в целом получила поддержку, были и споры, и обсуждения. Сейчас программа и депутатами, и общественностью воспринимается как проект, имеющий социальную значимость, и переутверждение программы происходит каждые 3 года.
- Каков штат сотрудников, обеспечивающих реализацию программы?
- Штат министерства печати и информации - 20 человек. Непосредственно программой занимаются трое.
- Какова была реакция медиа-сообщества на предложение выстроить финансовые отношения на основе программы?
- СМИ быстро приняли условия программы, творчески к ней отнеслись, и сейчас у нас некоторые из них могут выставить на конкурс до 15 проектов сразу.
- Считаете ли вы бюджетную поддержку СМИ обязательной или, по-Вашему, необходимы свободные рыночные отношения?
- Для муниципальных СМИ бюджетная поддержка – это необходимость. Для областных, существующих как коммерческие проекты, - это добровольное решение. Хотят – участвуют в конкурсе, не хотят – не участвуют. В любом случае у всех СМИ есть и иные источники дохода.
- Как выстроены взаимоотношения органов МСУ и муниципальной прессы? Контролирует ли эту сферу Ваше министерство?
- У нас 41 районная газета. Они организованы как МУП, АУ или АНО. Большинство из них пользуется возможностями программы. Кроме этого, в ряде муниципальных районов существуют собственные программы, плюс договоры со СМИ на публикацию нормативки. Министерство печати выступает соучредителем СМИ этих газет. Из них порядка 20-25 газет участвуют в конкурсе проектов федерального агентства по печати.
- Есть ли конфликты в медиа-среде после принятия решений по отбору проектов? Насколько он серьезные?
- Как в любом конкурсном отборе, бывают обиды проигравших. Конфликтность снимается на этапе рассмотрения проектов тем, что процедура защиты проектов открыта и публична.
- Востребован ли Ваш опыт на федеральном уровне?
- Да, востребован. Мы рассказывали о нем на различных межрегиональных российских семинарах, в Совете Федерации.
- Как планируете развитие программы после окончания ее действия?
- Создавать аналогичную программу на следующую трехлетку.
- Есть ли в Саратове СМИ, учредителями которых выступает администрация области?
- Да. Это районные муниципальные газеты, где министерство информации и печати области выступает соучредителем вместе с муниципальной властью. Кроме того, министерство является учредителем трех официальных областных изданий ежедневной газеты «Саратовская областная газета», электронного издания «Новости Саратовской губернии» и «Сборника законодательства Саратовской области», а также аналитического журнала «Саратовская область. Факты, события, комментарии».
После видео-общения пермской стороной был произведен короткий обмен мнениями, итогом которого стало решение об уместности применения «саратовской модели» в Перми. После этапа более широкого ее обсуждения.
Присутствовавший на встрече председатель департамента информационной политики администрации губернатора Андрей Каменских подчеркнул: «Опыт интересный. Механизмы грантовой поддержки СМИ в Саратове в почти точности повторяют механизмы поддержки НКО, практикующиеся в Перми, например, в ходе конкурса социально-значимых проектов «Город – это мы». Большой плюс - в прозрачности и публичности процедур защиты конкурсных проектов, повышении конкурентности в медийном пространстве. Надо обсуждать идею».
В поддержку принятия ДЦП высказалась и начальник управления общественных связей Законодательного Собрания Нина Баяндина.
Широкое обсуждение предстоящих изменений с приглашением не только представителей прессы, но и гражданских активистов, и политологов предложено организовать на площадке Союза журналистов.