Конкурс журналистского мастерства имени А. Гайдара уже четыре с половиной десятилетия отмечает и оценивает лучшие публикации и эфирные сюжеты на медийном пространстве Прикамья. По итогам 2011 года на суд жюри среди работ сорока с лишним участников было представлено несколько публикаций, выполненных в рамках экспериментального курса дистанционного обучения расследователей из Школы журналистики.
Совместный проект Международного центра журналистики (ICFJ) и ФЗГ стартовал в 2009 году. Бесплатные трехмесячные курсы для блогеров и расследователей прошли в Москве, Екатеринбурге, Владивостоке и Саратове. К программе проявили интерес журналисты городских и районных газет. Но очная форма обучения, исходя из реалий проекта, оказалась доступной только жителям областных центров. Провинциальные, местные СМИ, составляющие самый многочисленный отряд медиасферы и больше других нуждающиеся в повышении профессионального уровня, оказались как бы за бортом. По инициативе российской стороны специально для них, сверх начальной программы, на Среднем и Южном Урале, в Тюменской области и Прикамье в прошлом году было проведено дистанционное обучение расследователей (ДОР).
Самым дружным и результативным отрядом в эксперименте оказались участники из Пермского края. Чтобы успешно закончить учебу, нужно было провести и опубликовать журналистское расследование на одну из злободневных тем. Их выбирали сами участники, разрабатывали с помощью преподавателей и коллег, знающих местные реалии, поэтому в печать шли тексты, выполненные, как сказано в сертификатах об окончании ДОР, на основе международных стандартов качественной журналистики.
Неудивительно, что в финал гайдаровского конкурса вышли даже те, кто по каким-то причинам не смог одолеть весь курс ДОР. У Инессы Суворовой эта причина оказалась связана с профессиональным ростом. Суворова стала дипломантом конкурса им. А. Гайдара в разделе краевых газет, сейчас работает собкором федерального издания. Для Ирины Кетовой (Литвиной) участие в дистанционном обучении стало как бы продолжением студенчества: она с отличием закончила журфак Уральского университета в 2010 году и вернулась на малую родину, в Лысьву, корреспондентом городской газеты «Искра». Ирина выбрала сложную тему. Режиссер театра драмы угодил в историю, которая могла стать для него настоящей трагедией: был обвинен в тяжком преступлении на основании… видений экстрасенса. Сейчас невиновный оправдан, а шарлатан уличен. После красного диплома получить гайдаровский диплом в номинации «Молодой журналист» – неплохое начало карьеры.
Война под крышами – так можно бы назвать конфликт, в котором взялась разобраться Наталья Мальцева из «Березниковского рабочего». Точнее, крыша-то одна, а вот хозяйствовать под ней хотели бы сразу двое. Два ТСЖ, и ими командуют два управдома, которые никак не помирятся. Хотя дом и стоит на улице Мира. Вот такая история, с одной стороны сугубо бытовая и конкретная, с другой – почти что притча.
Как и рассказ Татьяны Базуевой. Что может быть конкретнее котлеты? Вот вам и тема: школьный обед. Чем острее тема, тем взвешенней и отстранённей должен быть журналист. Так в теории. А если журналист, точнее, журналистка, еще и многодетная мать? И входит в состав родительского комитета, участвует в проверках организации и качества питания в школах поселка Гайны? И точно знает, чего и сколько не докладывают в тарелки трех ее детей? Так на практике. И судебный иск от школьной директрисы после публикации критического материала. И отказ свидетелей подтвердить свои же слова из страха за оценки и нервы детишек. Публикация Т. Базуевой не стала дипломантом конкурса. Но отмечена уполномоченным по правам человека.
Особо хочется сказать об обладателе специального диплома конкурса, заместителе редактора газеты «Заря» Вадиме Аксарине. Во-первых потому, что получил он спецдиплом за серию публикаций о «черных дровосеках» – незаконных, хищнических вырубках леса, которые губительны для природы Прикамья. Во-вторых, начав копать эту тему еще в проекте ДОР, он не закрыл ее, повесив на стену сертификат с отличием. На одном из четырех осенних семинаров, организованных Пермским отделением Союза журналистов как бы в развитие дистанционной учебы, Вадим сообщил, что продолжает расследование. После этого вышли еще две публикации. Будут еще, тема не закрыта по сей день. Хотя у черных дровосеков и метка тоже черная – вешать на ограду разоблачителей кладбищенский венок.
Есть и третья причина, потому что специальный диплом носит имя Василия Мосеева – многолетнего председателя Пермского краевого СЖ. По возрасту и состоянию здоровья оставив это пост, Василий Александрович еще успел поработать корреспондентом ФЗГ. Еще застал 20-летие Фонда защиты гласности, которой верой и правдой служил как журналист и правозащитник. Еще успел уйти в поход по рекам Прикамья. А вот вернуться живым – не успел. Последний вздох, как последнюю дань, отдав малой родине, которую так беззаветно любил.
Один неглупый человек назвал газеты секундной стрелкой истории. Успеть и смочь втиснуть в тесный газетный или эфирный формат самое важное, увидеть за частностью общее, за деревом лес – с этим справится не каждый. Этому нужно учиться. Тем больше доверия к тем, кто выучился и справился.
Сергей Плотников,
преподаватель дистанционного обучения