«Если есть в мире вещи, достойные названия «чудо»,
то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». Л.В. Успенский
Надежда Денисова и Надежда Малкова, воспитатели детского сада №8.
Нельзя не согласиться с этим высказыванием. Мы, взрослые, представляем, как трудно добиться понимания с помощью мимики или жестов – речь является важным средством связи с окружающим миром.
Работая в детском саду, воспитатели заметили, что всё больше ребят приходит с речевыми нарушениями. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными... Будущее этих детей во многом зависит от заинтересованности взрослого. Для того чтобы помочь ребёнку, необходимо обратиться к логопеду, который раскроет дефекты речи и проведёт занятия по коррекции. Чтобы результаты были эффективней, родитель должен быть активным участником этого процесса.
Чем ещё мы, взрослые, можем помочь ребёнку? Научно доказано, что развитие речи напрямую зависит от развития движений пальцев. Поэтому необходимо не только тренировать артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Это могут быть такие упражнения и игры, как перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов, различных по размеру, цвету, форме. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по подготовке руки к письму (задания: обведи и раскрась трафарет или шаблон, заштрихуй рисунок, соедини точки) и многое другое.
Ещё одна методика, которую можно использовать, основывается на массаже. Называется Су-Джок терапия. «Су» – по-корейски значит кисть. «Джок» – стопа. Главное достоинство этой методики – быстрая и высокая эффективность, возможность использования в любом месте и в любую минуту. Су-Джок – это массажный шарик, который используют в комплекте с металлическими кольцами. Приобрести их можно в аптеке.
Разучите с ребёнком этот комплекс упражнений, и он сможет самостоятельно их выполнять в свободную минуту.
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцепите в «замок», локти направьте в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Уважаемые родители! Залогом успеха является систематичность выполнения упражнений. Как будет общаться ваш ребёнок – мимикой, жестами или словами – зависит от вашей целеустремлённости и силы воли.