Всё происходит здесь и сейчас!
Погашен свет… Открывается занавес…
Начинается спектакль!
Елена ГЛАВАТСКИХ.
Он отличается от привычного в моём понимании образа театра. Нет помпезного декора и колонн на входе. Небольшая дверь краеведческого музея, маленький холл, гардероб, в который обычно до и после представления образовывается большая очередь, что не совсем удобно. Но это такая мелочь. Когда гаснет свет и начинается действие, забываешь обо всём и погружаешься в происходящее на сцене.
Около шести лет назад была создана творческая студия с незатейливым названием – «Подсолнухи», отсюда-то всё и пошло… Молодой дерзкий коллектив рос и развивался. И сегодня это – «Лира» под руководством Анны Анатольевны ЛЮБИМЦЕВОЙ, талантливого режиссёра и организатора.
Что происходит, когда молодёжный театр только показывается на сцене? Зрители усаживаются удобнее на свои места. Свет гаснет. Начинается спектакль. Стоит открыться занавесу, как все проблемы остаются за кулисами. На сцене – ребята из «Лиры», солнечные и неунывающие! Вечно в движении! Они вообще когда-нибудь устают? Конечно, нет! Это настоящие «энерджайзеры»! Так, дорогие читатели, живут таланты нашего города.
До недавнего времени у коллектива не было собственной сцены – молодые актёры играли в парках, школах, на различных по габариту площадках... Около полугода назад жизнь артистов ознаменовалась переездом в здание краеведческого музея.
«Звезда над крышей», «Вверх тормашками», «Как Баба Яга двух дочек выдавала»… – творческий диапазон чрезвычайно широк: в репертуаре – детские мюзиклы и спектакли, программы концертов и миниатюр, конферансы, сказочные представления и масленичные гуляния, пьесы современных авторов и классиков, отечественных и зарубежных. Традиционными стали ежегодные выездные праздники. Елисавета Шаврина рассказала: «Мы даём концерты и спектакли в садиках, в Доме милосердия, Миша Пустовит и Дария Петрова – наши ведущие на мероприятиях и концертах, а на День Победы мы поздравляем ветеранов – дома у них исполняем военные песни, рассказываем стихи».
Сегодня есть стабильный актёрский состав, большая часть ребят занимается не первый год. «Вся жизнь – театр, и люди в нём актёры», – утверждал классик, но для юных актёров театр – настоящая жизнь! «В нём они не играют, а живут, точнее, переживают жизнь персонажей, оставляя в каждом образе неповторимую частичку себя!», – делится Анна Анатольевна.
Здесь так: если ты сам не пойдёшь, тебя никто заставлять не станет. Но если сделаешь первый шаг, тебя обязательно поддержат. «Каждый ребёнок талантлив! Мы только помогаем ему раскрыться. У нас все равны. 10 или 18 лет – неважно…», – уверена Анна Анатольевна.
Аплодисменты и цветы – лишь малая часть того, что получают юные артисты. Они не только играют на сцене, поют, танцуют, сочиняют стихи, жонглируют пои (реквизит для светового шоу) и обручами, но также познают окружающий мир, раскрепощаются, находят себя, учатся дружить. Вероника Зеленивская призналась: «Это наш второй дом…». Именно Анна Анатольевна открыла ребятам мир театра не только как для зрителей, но и изнутри, как для настоящих актёров.
Кстати, «Лира» замечательна и тем, что её воспитанники самостоятельно обслуживают спектакли, осваивая, наряду с актёрским мастерством, различные театральные профессии: художника, осветителя, монтировщика, костюмера, гримёра…
В труппе нет случайных ребят. С роли нечистой силы в спектакле «Как чуть Настенька Кикиморой не стала» начала строиться актёрская карьера Даши Егоровой. «Я о «Лире» узнала из социальных сетей. Отлично помню свою первую роль – сыщик из «Бременских музыкантов», – вспоминает Юлия Фадеева. Пришла из «Смайла» Дарья Бояршинова. «А мне рассказали одноклассники. Сначала получалось не всё, нужно стараться», – это слова Лизы Сальниковой. Все малыши знают Олесю Чазову и Настю Политову по ролям Кикимор в пьесе «Сказка – для ума закваска». Свою жизнь без сцены не мыслит и Дария Петрова. На репетициях в театре, на занятиях в музыкальной школе она пропадает целыми днями. Но такой ежедневный круговорот ей нравится: «Актёр должен больше отдавать, чем получать взамен».
«Анна Анатольевна проводит специальные «уличные» тренинги, – посвящает меня Елисавета Шаврина. – Например, задача: узнать у пешеходов, который час. Или повторить, скопировать их движения, походку. Нельзя прочувствовать, пока сам не попробуешь. Это и есть самое сложное и интересное».
Главные театральные критики и зрители, – конечно, родители ребят. Они не изменяют театру со дня его основания, с самого первого спектакля. Удастся ли начинающим актёрам пробиться через тернии к звёздам, покажет время. А пока, если вы ищете юных профессионалов актёрского мастерства, – вам сюда! Ищете, где «удобно», «уютно», «с душой» – вам сюда! Ищете новых друзей или даже любовь – вам сюда!
«Лира» – это гораздо больше, чем просто театр. «Лировские» традиции, песни и вечера, «арбузники» и поездки-семинары – всё это составляет удивительный, яркий, весёлый, богатый мир. Мир, объединяющий «лировцев» всех поколений.
Нет театра без приметы
Для всех юных актёров страшными последствиями грозит падение текста сценария на землю или пол. Поэтому ребята стараются ни при каких обстоятельствах не выпускать бумаги из рук. Но если это всё-таки произошло, то, советует Вероника Зеленивская, необходимо обязательно сесть на сценарий, причём, не важно, куда он упал, хоть в грязь, хоть в лужу. «После того, как посидели на нём немного, возьмите его рукой и только тогда вставайте. Если не произвести все эти действия, обязательно случится какая-нибудь неприятность: слова, например, забудутся». «А ещё, – рассказывает Дарья Бояршинова, – категорически нельзя в театре грызть семечки, иначе зрители не придут или спектакль провалится».