Оксана ТИУНОВА, инспектор Центра занятости населения.
Каждый специалист в сфере трудоустройства осознает важность подбора сотрудника на вакантное место, соответствующего определенным требованиям. На практике эти требования зачастую заходят за рамки дозволенного законом.
РАБОТНИКИ ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ ЧАСТО СТАЛКИВАЮТСЯ С ЖАЛОБАМИ МОЛОДЕЖИ, окончившей образовательные учреждения, людей предпенсионного возраста, не замужних девушек без детей. Чему здесь удивляться, когда почти в каждом объявлении о приеме на работу встречаются ограничения в зависимости от пола, происхождения, семейного положения, места жительства, расы, национальности. Но самые распространенные – это возрастные ограничения. Сейчас это ограничение воспринимается как объективное требование, а не как дискриминация. Хотя, по оценкам экспертов, ситуация может измениться. Работодателям необходимо преодолеть возрастные стереотипы, исключить из своей кадровой практики дискриминацию, что поможет им укрепить свои позиции за счет того, что у них будет возможность передачи профессионального опыта и навыков молодым кадрам.
Федеральным законом от 2 июля 2013 года внесены изменения в статью 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения», а так же в Кодекс об «Административных правонарушениях» РФ. Изменения вступили в силу с 14 июля 2013 года.
В соответствии с внесенными изменениями, статья 25 дополнена пунктом 6, предусматривающим установление запрета на «распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащих сведения, о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а так же других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами»*.
В соответствии со статьей 13.11.1 Кодекса об «Административных правонарушениях» РФ «организации, должностные и физические лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к административной ответственности. Распространение данной информации влечет наложение административного штрафа на граждан от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от трех до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти до пятнадцати тысяч рублей».
* эти изменения касаются, в первую очередь, работодателей, размещающих объявления в средствах массовой информации и центре занятости.