Ирина ПОЛИНА.
На январском пленарном заседании депутаты краевого парламента приняли сразу две законодательные инициативы, регулирующие продажу крепких спиртных напитков. Наш собеседник – их автор – депутат Юрий ЁЛОХОВ.
- Юрий Георгиевич, тема незаконного распространения спиртосодержащей продукции актуальна для нашей сельской территории…
- И не только для сельской. Всего от причин, связанных с употреблением алкоголя, в 2011 году погибли почти полторы тысячи человек, причём три четверти из них – люди трудоспособного возраста. Коэффициент смертности от случайных отравлений алкоголем в крае составил 22,8 человека на 100 тысяч населения. В целом показатели численности больных алкоголизмом и случаев отравлений алкоголем в крае ежегодно превышают средние показатели как по Приволжскому федеральному округу, так и по стране в целом.
Об актуальности говорит не только статистика, но и обращения избирателей. Ко мне не раз и не два обращались с заявлениями, суть которых сводится к одному – решить вопрос незаконной продажи гражданами спиртосодержащей жидкости. В частности, граждане говорят, что за продажу спирта дают небольшой штраф, который нисколько не останавливает процесс торговли. Просят увеличить штрафы. Погрузился в эту тему, и выяснилось много интересного.
- Например?
- Например, то, что на сегодня в российском законодательстве об административных правонарушениях – КоАП РФ – нет специального состава правонарушения в сфере незаконной продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции именно гражданами. Есть федеральный закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Однако его действие распространяются только на юридические лица. Соответственно, административная ответственность установлена только в отношении должностных и юридических лиц.
- В таком случае, каким образом привлекают к ответственности граждан, торгующих спиртом?
- В настоящее время тех, кто реализует спиртосодержащую жидкость из домов и квартир, привлекают, во-первых, по статье КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения». Здесь максимальное наказание для граждан – административный штраф до 2500 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья. Во-вторых, по статье КоАП РФ «Незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена», что влечет за собой наложение штрафа в размере от 1500 до 2000 рублей, возможна конфискация. В редких случаях удается привлечь к уголовной ответственности по статье «Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта» или по статье «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности». Удается редко, потому что для этого необходима большая доказательная база, и, что самое главное – факт отравления.
Мы предлагаем внести изменения в статью 14.16 КоАП РФ в части привлечения именно граждан к административной ответственности за незаконную продажу спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В качестве основной меры наказания предлагаем штраф до 5 тысяч рублей. Хотелось бы и больший штраф, однако сделать это не позволяет существующее законодательство. Также в качестве меры наказания предлагаем конфискацию соответствующей продукции и административный арест на срок до 15 суток.
Еще одно. Сейчас статьей предусматривается административная ответственность за нарушение правил продажи спиртосодержащей продукции. Мы предлагаем административную ответственность за нарушение оборота спиртосодержащей продукции, то есть сюда кроме продажи войдут и перевозка не расфасованной спиртосодержащей продукции, и его хранение на объекте, не имеющем лицензии на право розничной продажи спиртных напитков.
- КоАП – закон федеральный. Реально ли внести в него изменения и сколько это займет времени?
- Действительно, это не так просто. В Госдуму законопроект может внести Законодательный орган власти субъекта РФ. Внес соответствующую инициативу в наш парламент, коллеги меня поддержали. Сейчас решение будут принимать депутаты Государственной Думы РФ. Стоит сказать, что субъекты РФ неоднократно вносили в Госдуму законопроекты, направленные на ужесточение наказания за нелегальную продажу алкоголя, однако все они были отклонены из-за того, что было сложно обосновать необходимость такого ужесточения. В разработке нашего законопроекта приняли участие представители ГУ МВД по Пермскому краю, поэтому, надеемся, шансы есть. Как уже было отмечено, законодательство федеральное, поэтому процесс может растянуться на несколько лет и неизвестно, чем закончится.
Однако в ходе работы над законопроектом выяснилось, что в 21 субъекте РФ есть нормы законодательства об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за изготовление, хранение с целью сбыта, а равно сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки и за изготовление или хранение крепких спиртных напитков домашней выработки без цели сбыта. Это юридически возможно, так как сфера напитков домашней выработки федеральным законодательством не урегулирована.
Разработали законопроект о внесении изменения в наш, краевой закон «Об административных правонарушениях» в части установления административной ответственности за изготовление, хранение и сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки. Минус в том, что мы не можем в качестве наказания назначить конфискацию, но мы можем установить максимальные штрафы, что мы и сделали – до 5 тысяч рублей. Главный плюс в том, что благодаря формулировкам терминов по этой статье можно привлечь и тех, кто торгует спиртом.
В законопроекте мы уточняем, что понимается под изготовлением крепких спиртных напитков домашней выработки – это получение крепких спиртных напитков кустарным способом путем брожения углеводсодержащего сырья, а также перегонки или отделения другими способами алкогольной массы от продуктов брожения различного углеводсодержащего сырья либо путем переработки, в том числе разбавления водой, любых содержащих этиловый спирт жидкостей.
- В законопроекте фигурирует еще один термин – сбыт. Что понимается под сбытом?
- Под сбытом понимаются любые способы их возмездной передачи другим лицам.
- Как доказать этот факт?
- На сегодня есть два механизма: во-первых, контрольная закупка, которая может быть осуществлена, в том числе, инициативной группой граждан в рамках общественного контроля. Во-вторых, наблюдение за адресом.
Данный законопроект также разрабатывался совместно с ГУ МВД по Пермскому краю, поэтому все термины сформулированы так, чтобы закон применялся на практике максимально эффективно.
- Как доказать содержание спирта?
- Жидкость проходит химическую экспертизу. Так как нужна не полная экспертиза, а только определение процентного содержания этилового спирта, она проводится в сжатые сроки.
- Что в законопроекте понимается под крепкими спиртными напитками домашней выработки?
- Жидкости любого цвета с содержанием этилового спирта 18 и более процентов объема готовой продукции.
- Вы говорили, что в некоторых регионах административная ответственность предусмотрена не только за сбыт, но и за изготовление или хранение крепких спиртных напитков домашней выработки без цели сбыта.
- Да, это, действительно, так. По моему мнению, для себя граждане могут изготавливать что угодно. Но только для себя. Без передачи другим лицам.
- Юрий Георгиевич, оба законопроекта актуальны и необходимы. Надеемся, что они будут способствовать снижению нелегального оборота крепких алкогольных напитков. Над какой законодательной инициативой сейчас работаете?
- Анализируем законодательство в сфере лесных отношений. Необходимо что-то придумать для сокращения очередей на дровяную и деловую древесину. В некоторых лесничествах, например, в Нытвенском районе, граждан ставят в очередь на получение деловой древесины на 2016 год. Создали временную рабочую группу для разработки соответствующего законопроекта, меня избрали ее руководителем. Работа идет.
- Желаем Вам успехов в законотворческой деятельности.