Ольга АРТЕМОВА, начальник Управления образования.
Пермскому краю нужны люди, способные «к высокопроизводительному труду, к воспроизводству и развитию собственной жизни и жизни новых поколений, социальных связей и институтов». Обучение и развитие такого рода людей рассматривается в качестве инвестиции в конкурентное развитие Пермского края.
8 ноября 2012 года в культурно-деловом центре г. Перми состоялись общественные слушания по теме «О концепции долгосрочной целевой программы «Развития системы образования Пермского края на 2013-2017 годы». Обсуждались общая стратегия, ключевые направления, приоритеты, задачи развития системы образования. В основе данного документа лежат как федеральные законы: Проект закона «Об образовании в РФ», государственная программа РФ «Развития образования» на 2013-2020 гг., Указ Президента «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-1017 годы», так и региональные: Программа социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 г.г., материалы работы экспертной группы по оценке системы образования края (2012 г.).
Данная концепция – осмысление вызовов XXI века:
- Предельной рамкой результативности, качества образования является социализация. Качество образования должно быть, прежде всего, связано с качеством жизнедеятельности.
- Индивидуализация. Сегодня человеческий капитал не воспринимается суммарно. Важен капитал отдельно взятого человека. Общее благо зависит от самореализации каждого человека.
- Все большее количество детей выше ценит внесистемные образовательные ресурсы, нежели системные.
- Важный вопрос: где протекает образовательная деятельность? И какими могут быть способы поддержки внесистемной образовательной деятельности?
- Электронная среда больше не является способом освоения других сред, она сама стала образовательной средой.
В концепции зафиксированы актуальные проблемы, среди которых: недостаточная эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике; тенденция формирования сегмента школ (как сельских, так и городских), устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования; медленно происходит обновление педагогического корпуса, доля учителей российских школ в возрасте до 30 лет составляет 13% и др.
Стратегической целью программы является – повышение социальной эффективности образовательной деятельности на основе создания условий для индивидуализации образования и использования инновационных механизмов воспитания и социализации. Индивидуализация образования – бренд образования Пермского края. Принципами развития образования являются: качество, доступность, эффективность, социальная ответственность, открытость.
Полный текст концепции можно прочитать на официальном сайте Верещагинского муниципального района.