Святки в 2013 году идут с 7 по 17 января. О традициях празднования Святок на Руси мы знаем из литературной классики прошлых веков. Святочные гадания, коляда и колядки... С чем у нас ассоциируются святки? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них поучиться?
Христианская традиция празднования святок известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.
В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.
Любимое народное развлечение на святки – рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то, что большая часть населения переместилась в города.
Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки…
Колядки – это восхваление хозяина дома и выпрашивание угощения у этого самого хозяина. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как «светел месяц», хозяюшку – «красным солнцем», детей их – «чистыми звездами». Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: «Хозяин в дому – как Адам на раю; хозяйка в дому – что оладьи на меду; малы детушки – что виноградье красно-зеленое»…
Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: «Кто не даст пирога – сведем корову за рога, кто не даст ветчины – тем расколем чугуны». Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.
Нынче Ангел к нам спустился
И пропел: “Христос родился!”.
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
Коляда, коляда, отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пяточки.
Хоть рубль, хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
В эти дни можно разнообразить свой стол «Колядками»!
Ингредиенты:
2 стакана ржаной или пшеничной муки,
1 стакан воды или кефира,
соль по вкусу.
для начинки:
ягоды, творог, картофель (на ваше усмотрение и вкус).
Приготовление:
Замесите тесто и оставьте на 20-30 минут, прикрытое полотенцем. Раскатайте в жгут, нарежьте на равные кусочки, скатайте в шарики и раскатайте в лепешки. Уложите начинку и придайте любую форму. Запекайте 5-7 минут при температуре 180-200°С.