После того, как верещагинцы получили квитанции на оплату за жилищно-коммунальные услуги за сентябрь,
на газету обрушился целый шквал писем, в которых содержалось множество вопросов,
связанных с начислением платы за общедомовые нужды. Ответы компетентных специалистов
на уровне района не сильно улучшили ситуацию. И просьбы разъяснить новые правила не прекращаются
Марина СОЛДАТИКОВА, Людмила ФОФАНОВА.
Какую еще помощь может оказать газета? Конечно, помощь в получении информации на более высоком уровне. Поэтому редакция обратилась к депутату Законодательного Собрания Пермского края Юрию Георгиевичу ЁЛОХОВУ с просьбой помочь организовать «круглый стол» с участием сведущего в этой области человека. Юрий Георгиевич выполнил свое обещание. И 29 ноября такая встреча состоялась. В ней приняла участие заместитель министра энергетики и ЖКХ Пермского края Светлана Геннадьевна ТОКМАКОВА.
К сожалению, невозможно было пригласить всех желающих, так как «круглый стол» – это непросто общий сбор. Число участников разговора обычно минимально. Мы постарались учесть все микрорайоны (представитель от каждого дома – нереально). Важно, чтобы получился конструктивный диалог. Цель любого «круглого стола» – выяснить позиции сторон и, если получится, прийти к каким-то общим решениям. Потом все это отразить на страницах газеты, что мы и делаем.
Ю.Г. ЁЛОХОВ. С сентября изменились тарифы, и вопросов в разные инстанции стало поступать очень много. Сегодня мы собрались здесь, чтобы получить некоторые ответы. Но не должно быть иллюзий, что приехал кто-то сверху, и он рассудит. Светлана Геннадьевна Токмакова наиболее информирована по этим проблемам, она обладает всем объемом информации, причем по всему краю.
С.Г. ТОКМАКОВА. В мае 2011 года вышло постановление правительства РФ № 354 о правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и жилых домов. Частично оно вступило в силу в прошлом году. Полностью – с 1 сентября 2012 года. Правила содержат ряд существенных изменений. Я бы рекомендовала всем с ними ознакомиться. В них более четко прописаны права и обязанности потребителя услуги. Более четко прописаны права и обязанности управляющих организаций и организаций, осуществляющих предоставление данной услуги. Более чем год правила были общедоступны, подразумевалось, что за этот период все смогут приготовиться к переменам. Но, как оно бывает, пока гром не грянет...
Полномочия по установлению нормативов на общедомовые нужды в многоквартирных домах переданы в министерство энергетики и ЖКХ. А для индивидуальных домов устанавливаются нормативы на использование земельных участков, полномочия по установлению этих нормативов переданы министерству сельского хозяйства Пермского края. Они пока не приняты.
Что касается нормативов на общедомовые нужды в многоквартирных домах, они были установлены впервые для России. Выделена величина, которая в соответствии с 306-м постановлением уже учитывалась, из норматива в целом. Норматив в жилых помещениях, естественно, уменьшился, но появился норматив на общедомовые нужды. Некоторые категории граждан и ранее оплачивали эти расходы.
Установление общедомовых счетчиков – это государственная политика в сфере энергосбережения и учета потребления энергоресурсов. Эта история началась еще с прошлого века, с 1996 года. Поэтому достаточно большое количество граждан проживают в домах, оснащенных общедомовыми приборами учета (ОДПУ).
Что случилось после выделения платы за общедомовые нужды? В том порядке, который установлен постановлениями правительства РФ, правительство Пермского края приняло и установило нормативы на горячее, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение в жилых помещениях. Министерство энергетики и ЖКХ установило нормативы на общедомовые нужды.
После того, как граждане получили платежки, мы увидели ответную реакцию. Четко выделилось две группы жителей, у которых произошло существенное изменение оплаты. Это граждане, которые установили индивидуальные приборы учета (ИПУ) до 1 сентября и вели по ним оплату, в тех многоквартирных домах, где отсутствовали ОДПУ. Но вместе с тем, увидели увеличение и те граждане, которые расходы на общедомовые нужды уже несли. Почему? Снизился норматив в жилых помещениях и изменился порядок перераспределения разницы между показаниями ОДПУ и индивидуальным потреблением. Если до 1 сентября эта разница перераспределялась в зависимости от объема потребления в жилом помещении, то с 1 сентября - пропорционально площади жилых или нежилых помещений.
ВОПРОС. Обязаны ли собственники нежилых помещений (офисы, магазины, иные организации) оплачивать расходы на общедомовые нужды?
С.Г. ТОКМАКОВА. Да, обязаны. Тут ответ однозначный.
ВОПРОС. Почему распределение расходов на общедомовые нужды идет пропорционально квадратным метрам?
С.Г. ТОКМАКОВА. Жилищным Кодексом РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирных домах несут бремя содержания мест общего пользования в многоквартирном доме пропорционально доле в общем имуществе. Доля в общем имуществе определяется общей площадью жилого или нежилого помещения, которое входит в состав дома. Это мы с вами прослеживаем в плате за содержание и ремонт мест общего пользования. Оплачиваем расходы пропорционально площади, и никаких вопросов не возникает. Коммунальный ресурс, который идет на оказание услуг по содержанию мест общего пользования, также распределяется согласно квадратным метрам.
ВОПРОС. Кто должен начислять услугу, кто должен собирать плату за коммунальную услугу за места общего пользования?
С.Г. ТОКМАКОВА. В соответствии с 354-и правилами это делает исполнитель услуги, то есть управляющая компания. Ресурсоснабжающая организация может оказывать такую услугу в том случае, если собственники на общем собрании определились с формой управления многоквартирным домом, как непосредственное управление. Тогда заключается прямой договор с каждым собственником помещения. Также ресурсоснабжающая организация может выставлять платежи, если заключен агентский договор с управляющей компанией на сбор платы за коммунальные услуги. И еще: когда собственники на общем собрании приняли решение, что (способ управления – управляющая компания) плата за коммунальные услуги будет непосредственно направляться в ресурсоснабжающую организацию.
ВОПРОС. Какой должна быть квитанция на оплату услуг?
С.Г. ТОКМАКОВА. Платежный документ с 1 сентября должен содержать всю информацию, которая используется управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией для начисления платы. Потребитель может проверить правильность расчетов. Но платежный документ отразит только объем коммунальной услуги, которая предоставлена в жилом помещении в совокупности по многоквартирному дому. А вот достоверные ли потребитель передал сведения, не увидеть.
Отследить правильность и достоверность передачи сведений по потреблению в жилом помещении должна организация, которая предоставляет коммунальную услугу. Управляющая компания имеет право (обязана) проверить правильность показаний ИПУ раз в 6 месяцев, а потребитель обязан допустить ее представителей в жилое помещение для составления акта сверки. И, более того, если со стороны потребителя будут выявлены какие-то вмешательства в работу ИПУ, компания вправе сделать перерасчет по нормативу.
ВОПРОС. Если по факту в квартире без ИПУ проживают незарегистрированные жильцы?
С.Г. ТОКМАКОВА. Совет дома, если он есть, должен проинформировать управляющую компанию. Компания и сама должна отслеживать, кто проживает в помещении. Она вправе составить акт о фактическом проживании определенного числа граждан. Акт должен быть подписан двумя собственниками, имеющими официальную регистрацию, и гражданами, в отношении которых он составлен. Оплата коммунальных услуг производится не по факту регистрации, а по факту проживания.
ВОПРОС. Тариф устанавливает министерство?
С.Г. ТОКМАКОВА. Министерство устанавливает норматив, а тариф – региональная энергетическая комиссия для каждой ресурсоснабжающей организации на основании информации от местных властей.
ВОПРОС. Какая наценка может быть сделана поставщиком услуги?
С.Г. ТОКМАКОВА. Никакой наценки! В расчетах может участвовать только тариф, который установила РЭК.
ВОПРОС. Если жильцы дома обратились к ресурсоснабжающей организации с просьбой установить ОДПУ, а им отказали. Что делать?
С.Г. ТОКМАКОВА. Требовать. Можно обратиться в суд.
ВОПРОС. Владелец отказывается ставить ИПУ. Можно его как-то заставить?
С.Г. ТОКМАКОВА. Предусмотрена административная ответственность. Собственник нарушает принятые правила. Проверить это может инспекция государственного жилищного надзора, а также муниципальный контроль. Сейчас общественность выходит с инициативой существенно увеличить нормативы для тех, кто не имеет ИПУ.
ВОПРОС. В доме, оборудованном бойлером, не начисляется плата на общедомовые нужды на горячее водоснабжение. Это так?
С.Г. ТОКМАКОВА. Если отсутствует централизованное горячее водоснабжение, то и отсутствует начисление услуги.
ВОПРОС. Многие установили в квартирах водонагревательные приборы и отказались от централизованного горячего водоснабжения, а на общедомовые нужды за него начисляют...
С.Г. ТОКМАКОВА. С Вашей точки зрения – несправедливо. Но законодательством установлено: если ваш дом подключен к горячему водоснабжению, значит, платеж должен осуществляться в соответствии с установленным порядком.
ВОПРОС. Если жители на общем собрании решили передать платежи по начислению коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации?..
С.Г. ТОКМАКОВА. Более того, Жилищный Кодекс говорит, что собственники вправе принять решение о направлении прямого платежа в ресурсоснабжающую организацию, но только в части потребления в жилом помещении, а в части потребления на общедомовые нужды этот платеж должен идти в управляющую компанию. Должен быть заключен агентский договор на сбор платежей.
ВОПРОС. Нормативы на отопление и горячее водоснабжение кроме, как в органах местного самоуправления, больше никем не утверждены. Это нарушение?
С.Г. ТОКМАКОВА. Нет. Передача полномочий от органов местного самоуправления органам государственной власти субъекта РФ идет в рамках действующих правил. Норматив никем не оспорен.
ВОПРОС. Мы подали заявку на установление ОДПУ, но до сих пор ждем. Краевая программа по установке еще действует?
С.Г. ТОКМАКОВА. Ресурсоснабжающая организация обязана вам такой прибор установить и выставить платеж из расчета 1/60 от стоимости на пять лет.
ВОПРОС. Почему не было разъяснений по поводу новых правил? Мы получили квитанции, в которых суммы на общедомовые нужды превышают индивидуальный расход. В некоторых случаях - даже в несколько раз. Надо навести порядок в коммунальном хозяйстве (установление счетчиков, ремонт сетей), а до этого приостановить действие постановления.
С.Г. ТОКМАКОВА. Незнание закона – не основание для его игнорирования. А вот разъяснительная работа обязательно должна идти. Вы должны получать ответы на все вопросы, которые у вас возникают. Управляющая компания должна организовать свою работу с потребителем, учитывая, что мы живем в период перемен. Многократное увеличение платы – это индикатор работы управляющей компании. Если по какому-то дому получаются большие цифры, значит, управляющая компания должна проанализировать, найти причины. Не надо бездумно брать показания ОДПУ, нужно сверять информацию с индивидуальным потреблением, анализировать.