Как ранее сообщала районная газета «Заря», 17 ноября в вагоносборочном цехе вагонного ремонтного депо станции Верещагино произошло возгорание паров светлых нефтепродуктов в железнодорожной цистерне с последующим хлопком. Наши журналисты попытались восстановить картину происшествия и его последствия.
Вадим АКСАРИН, Борис МАГОНОВ.
Тайна за семью печатями
Едва мы взялись «за ручки и блокноты», только-только сделали пару телефонных звонков, пытаясь выяснить детали случившегося, как буквально через два часа на пороге редакции появились «ходоки» – представители вагонного депо (из этических соображений должности и имена визитёров разглашать не станем) – с настоятельной просьбой-пожеланием материал о ЧП не публиковать. Более того, когда мы чуть позже вновь пересеклись с одним из давешних «посетителей», то услышали из его уст и вовсе тривиальную фразу: «Ну что, вы всё сенсации ищите?». Упаси Боже, уважаемый, вы, видимо, спутали нас со щелкопёрами из так называемых «жёлтых» изданий: их, действительно, хлебом не корми – дай только посмаковать всё мерзкое и гадкое. Смеем вас заверить, мы слеплены из другого теста – замешаны исключительно на правде с добавлением крупинок истины и достоверности. Скажите на милость, лучше было бы, если верещагинцы продолжали оперировать одними лишь слухами и домыслами, пересказывая несуществующие детали происшествия? Вот чтобы слухи превратились в неоспоримые факты, для этого мы и взялись за расследование. Хотя, ещё раз повторимся, с самого начала нам чинили различные препятствия на пути к доступу информации. Что ж, пусть это останется на совести тех самых «людей-барьеров».
Нельзя не отметить и такой момент: когда мы встречались с начальником вагонного депо Сергеем Фёдоровичем Тунёвым (с большим уважением и человеческой симпатией относимся к этому замечательному руководителю), то он справедливо упрекнул нас в том, что районная газета мало внимания уделяет освещению деятельности этого, по сути, успешного предприятия. Вот, мол, посетовал Сергей Фёдорович, только случилось что-то из ряда вон выходящее, вы тут как тут. Мы принимаем Ваш обоснованный упрёк, Сергей Фёдорович, и обещаем исправиться: в самом ближайшем будущем посвятим успехам вагонного депо не одну, а даже целых две страницы нашего замечательного издания. А пока, с Вашего позволения, всё же вернёмся к событиям не так давно минувших дней…
Кто виноват?
Буквально через несколько дней после ЧП в холле предприятия, на первом этаже, появилось такое сообщение: «Тревога! 17 ноября 2012 года в 08 час. 45 мин местного времени произошёл случай производственного травматизма с электрогазосварщиком Федотовым Александром Михайловичем, 1985 г.р. Причины несчастного случая: 1. неудовлетворительная организация работ; 2. отсутствие контроля за подчинёнными в течение рабочей смены; 3. бесконтрольность над исполнителями за соблюдением инструкций по охране труда; 4. несоблюдение инструкции по охране труда пострадавшим.
Работник! Соблюдай установленные требования охраны труда и личную безопасность!».
А руководством депо нам была предоставлена справка по травматическому случаю следующего содержания: «17.11.12 в вагоносборочный участок вагонного депо для плановых видов ремонта было поставлено 8 вагонов. После подъёмки вагонов в 8-45 местного времени электрогазосварщик депо, не получив от мастера вагоносборочного участка подтверждения, что на данную цистерну имеется акт формы ВУ-19 о проведении пропарки, дегазации и результатов входного контроля газоанализатором, поднялся на нефтебензиновую цистерну собственности «Сибур», стоящую на второй позиции, и стал обрезать запорно-пломбировочное устройство при помощи газового резака. При открытии крышки загрузочного люка цистерны, произошло воспламенение газовоздушной смеси и хлопок, в результате которого электрогазосварщик упал с вагона на пол участка, и частично обрушилась кровля вагоносборочного участка площадью 10 кв. метров. Пострадавшему была оказана первая помощь и вызвана бригада скорой помощи, которая доставила его в Верещагинскую районную больницу. По результатам проведённого обследования врачами Верещагинской районной больницы травма признана тяжёлой. В настоящее время пострадавший находится в стационаре больницы, его состояние удовлетворительное. Крыша в вагоносборочном участке восстановлена 18.11.12 г. Вагонное депо работает в штатном режиме. Ведётся расследование несчастного случая комиссией под председательством государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Пермском крае. Должностные лица вагонного депо, виновные в случившемся, привлечены к дисциплинарной ответственности. Следственным комитетом при прокуратуре РФ также будет проведена проверка».
Теперь предоставим слово самому пострадавшему – он расскажет нам о том, каким остался в его памяти тот злополучный день. «Начинался он, как обычно: я пришёл на работу, прошёл инструктаж, расписался в журнале и отправился выполнять свои производственные обязанности. Пропарена цистерна или нет, мне об этом никто ничего не говорил. Я стал разрезать пломбу резаком. Сразу, как только поднял крышку, произошёл хлопок. Ударной волной меня подбросило вверх, и я упал на бетонный пол. Сознание не терял, но находился в шоковом состоянии. Краем глаза успел заметить, как падали плиты – они рухнули рядом со мной, и меня забросало осколками. Потом меня вынесли на улицу, положили на лавочку, а минут через 15-20 увезли на «скорой». Сейчас получше стало, у меня ведь ключица сломана, операцию делали…».
А был ли мальчик?
Кстати, в момент происшествия рядом с Александром Федотовым находился ещё один работник предприятия – мы выяснили, кто он (по специальности – прим. авт.) и как его зовут, однако в силу определённых обстоятельств раскрывать имени пострадавшего не будем. Да, он, также, как и Александр, пострадал при хлопке, пусть и не так значительно: рассеченную осколками упавших плит перекрытия бровь и повреждённую переносицу, по большому счёту, в расчёт можно и не брать. Хотя ещё и неизвестно, как в дальнейшем эта «незначительная» травма отразится на его здоровье.
Но самое интересное в этой истории заключается в другом: как только мы подошли в районную больницу и попытались пообщаться со вторым пострадавшим, он тут же, в категоричной форме, что называется, «пошёл в отказ». Без объяснения причин. Так что тут мы только можем строить предположения, почему же это произошло.
Вопросов – много, ответов – ещё меньше…
Вообще, вопросов в этом ЧП гораздо больше, чем ответов. К примеру, почему непропаренная, не прошедшая дегазацию цистерна оказалась на площадке, где производится обрезка запорно-пломбировочных устройств? Чья в этом вина? Мастера? Или руководителя, рангом повыше?
И ещё. В ходе расследования (из достоверных источников) мы выяснили, что, помимо прохождения целевого инструктажа (куда входят, например, инструкция по работе на высоте, наряд-допуск и т.д.), работник обязан также привязывать себя специальным страховочным поясом. Увы, Александр не сделал этого – возможно, подстраховавшись, столь плачевных последствий происшествия ему удалось бы избежать. Говорим, возможно, потому как не можем стопроцентно утверждать, что последствия были бы менее «разрушительными» для его здоровья. Хотя, со слов Александра, он, может быть, и воспользовался бы страховочным поясом, но его просто-напросто не оказалось под рукой…
Что ещё смутило нас в этом деле? То, что обрезка запорно-пломбировочных устройств производится с помощью газового резака. «Газовый» – это всегда риск. Не проще ли срезать пломбу механическими ножницами или перерубать зубилом? По крайней мере, так риск взрыва (воспламенения, хлопка – назовите, как хотите) сводится, практически, к нулю. Но это вопрос, скорее, к руководству, в частности, к отделу по охране труда.
Рухнувшие надежды?
Незадолго до происшествия Александр повысил свою квалификацию электрогазосварщика, несколько месяцев проучившись в краевом центре. Строил радужные планы на будущее. Теперь все перспективы могут быть раз и навсегда перечеркнуты небрежностью либо его непосредственного руководителя, либо самого Александра, судя по всему, не до конца выполнившего требования по технике безопасности.
В любом случае, мы желаем Александру скорейшего выздоровления и вспоминать об этом происшествии, как о дурном сне. Надеемся, что вагонное депо компенсирует (материально) увечья, полученные работником…
КОММЕНТАРИЙ. Мы попытались пообщаться с госинспектором труда государственной инспекции труда в Пермском крае Сергеем Николаевичем ТАРАСОВЫМ, под чьим председательством проводилось расследование несчастного случая в вагонном депо. В коротком телефонном разговоре Сергей Николаевич от каких-либо комментариев отказался, сославшись на то, что все материалы по расследованию до конца недели будут переданы в следственный комитет. Как только результаты чрезвычайного происшествия (о причинах, виновных и т.д.) станут нам известны, мы обязательно опубликуем их на страницах нашей газеты.
НА СНИМКЕ: Одно из последствий ЧП в вагонном депо - повреждённое перекрытие...