Елизавета УТРОБИНА, Александр КОНЕВ, Полина ПЕНТЮХОВА, Юлия БАЛУЕВА.
Стремительно пролетают дни, проходят годы, но в памяти каждого человека хранится живой источник доброты, душевной красоты, откуда мы черпаем жизненную силу, энергию, оптимизм, который помогает нам осознать жизнь во всей её яркости и многообразии, – наша дорогая и любимая школа.
Трудный, но прекрасный путь прошла наша школа, выучила и вырастила сотни ребят. Здесь работают замечательные, преданные своему делу, люди, которые творят историю школы. Недавно мы побывали в гостях у семьи Снигирёвых – Ивана Григорьевича и Валентины Михайловны, которые много лет проработали в нашей школе.
Где Вы родились?
Иван Григорьевич. Я родился в Большеусинском районе Молотовской области, в д. Бардабашка, в 1946 году, в семье бедного крестьянина. В семье было 13 детей, из них 12 мальчиков и 1 девочка. Я был по счёту девятым ребёнком. Четыре класса закончил в родной деревне, а среднюю школу – в Большой Усе, что находилась в 25 километрах от нашей деревни.
У нас там можно было учиться на тракториста и электромонтёра. Я посоветовался с родителями, и отец сказал, что надо идти на электромонтёра. Я успешно окончил школу в 1964 году. В детстве я мечтал стать врачом-хирургом или учителем. А стал я учителем ещё и потому, что в семье бабушка по отцу хотела этого. И в это время в Куеде открылись одногодичные курсы учителей русского языка и литературы. В 1964 году я поступил на эти курсы.
Трудно мне было учиться на этих курсах. Почему я сказал, что мне трудно было учиться? Да потому, что в классе были одни девочки и только один мальчишка – это я. Когда был выпускной вечер, директор встал, пожал мне руку и сказал: «Иван Григорьевич, я всё смотрел на тебя и думал: сбежит этот паренёк». А бежать-то было некуда, разве что домой, где мать-колхозница и отец-крестьянин. Так я и окончил этот педагогический курс, после которого сразу же был принят в Пермский педагогический институт на заочное отделение. Тогда же, по распределению, попал в школу деревни Фоки. После окончания института попал в армию, а пришёл в 27 лет.
Я с большим интересом вспоминаю своё босоногое детство. Мы не осознавали той нехватки, недостатка. Очень много работали наравне со взрослыми: возили копны на волокушах, косили и метали сено, пасли жеребят.
Валентина Михайловна. Я родилась в Липовой горе Малоусинского сельсовета Еловского района, в очень дружной многодетной семье. С детства умею держать грабли, косить литовкой. Самым неприятным для меня было пасти колхозных овец. А как это было трудно! Выгоняли овец с восходом солнца, а загоняли, когда оно садилось за горизонт. Очень страшно было во время грозы.
В школу пошла в 7 лет, в соседнюю деревню. В первый день мне одели лапти. Мама с бабушкой их очень красиво умели плести. Вот пришла в школу, а там все в сапожках или в калошках. Ой, как я плакала! На обратном пути лапти я выкинула в лесу. Пришла домой и дала разгон. Потом мне всё же купили калошки, хотя в то время купить их было очень трудно.
Окончила начальную школу, а в пятый класс пошла за семь километров, в другое село, куда добирались пешком. Потом жила в интернате. Закончила 7 классов, успешно сдала экзамены. В 8 классе встретились с Ванюшкой уже в другой школе, в Большой Усе. И здесь я встала на лыжи и стала известной лыжницей.
После восьмого класса поступила в строительное училище и получила профессию штукатура-плиточника, затем поступила в Новосибирский педагогический техникум физкультуры и спорта, где училась (вы не поверите!) вместе с многократным олимпийским чемпионом Вячеславом Тихоновым.
После учёбы я работала учителем физкультуры, а после переезда в Вознесенское четыре года проработала в Вознесенском детском доме завучем. Очень тяжело было работать, потому что всё пропускала через сердце. Также я была учителем начальных классов.
Как познакомились?
В.М. Мы встретились в школе, в Большой Усе. Потом ещё двенадцать лет поддерживали отношения, писали друг другу письма. После армии Иван Григорьевич позвал меня замуж.
Как попали в Вознесенское?
В.М. Сначала мы работали в Буренковской средней школе, затем – в школе села Ленино. Потом срочно потребовался директор в Вознесенскую среднюю школу, и в 1983 году Ивана Григорьевича назначили её директором.
И.Г. Директором Вознесенской школы я проработал 16 лет. Хочу сказать, что мне повезло с учителями – это Эмилия Ивановна Вёртышева, Александр Петрович и Татьяна Михайловна Вдовины, Ирина Викторовна Лаврентьева.
Есть ли у Вас дети, внуки?
Чем они Вас радуют?
В.М. У нас было двое детей. Сейчас осталась только одна дочь, потому что сын Женя погиб 11 лет назад. Замечательные дети! Дочь Лена подарила внучку Ирину, которая сейчас учится в 10 классе, а сын – внука Данила. Данил часто приезжает в гости, на каникулы. Лена работает мастером-маникюристом, хотя имеет педагогическое образование.
С какими проблемами
Вы столкнулись, когда стали директором?
И.Г. Больше были проблемы хозяйственного типа. Учителям я давал полную свободу. Никогда не делал грубых, категоричных выводов, поскольку учитель – сам творец своего предмета. Поначалу мне не везло с завучами. Потом мы нашли общий язык с Ириной Викторовной Лаврентьевой и до пенсии проработали с ней бок о бок.
Случались ли
какие-нибудь смешные случаи
на уроках?
И.Г. Случались (смеётся). Вот надо учить стихотворение Некрасова «Однажды в студёную зимнюю пору…». Ученик рассказывает так: «Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел и… снова зашёл». Или ещё… Мальчик перед классом рассказывает стихотворение Пушкина так: «Товарищ, верь, придёт она, на водку прежняя цена!».
В.М. Урок чтения в коррекционном классе. Дети выучили стихотворение «Маленькой ёлочке холодно зимой». Мальчик поднимает руку, выходит к доске и спрашивает:
- Петь или рассказывать?
- Как хочешь, – отвечаю я.
- Тогда спою, – ответил Андрей и запел.
И что вы думаете? После него все выходят и тоже поют. Прихожу после уроков в учительскую, а учителя начальных классов спрашивают: «Какой у вас был урок? Музыки?». Я им всё рассказала.
Чем увлекаетесь?
И.Г. Чтение и телевизор.
В.М. Вязание (принесла целый пакет ниток и показала связанные вещи: необычные варежки и носки). Я во время учёбы часто бывала на сборах. А что делать вечерами? Вот и вязали. Научила вязать даже сына (показали фотографии свои и своих детей: очень интересно смотреть на картины из прошлой жизни – кажется, что это было так давно!).
Встречаетесь ли
со своими учениками?
И.Г. Я встречаю их каждый день. Мне очень приятно, что они здороваются со мной, приглашают на вечера встреч.
В.М. Вы знаете, Иван Григорьевич – прекрасный дипломат. Ни разу не стукнул по столу кулаком, не крикнул и всегда доверял учителям. Дети меня помнят. Когда у меня был юбилей, позвонили ребята. Они собрались в Перми и меня поздравили.
Что Вы пожелаете нынешним ученикам?
В.М. Всегда идти к намеченной цели, получить образование и найти себя в жизни (небольшая пауза). Как бы трудно ни было!
И.Г. Хорошо учиться!