Инна НОСКОВА.
Многие верещагинцы вписали свои имена в историю Великой Отечественной войны. И особую роль в достижении Победы сыграли железнодорожники, которые своим неустанным трудом, день за днем, помогали стране бороться с немецко-фашистскими завоевателями.
Война забрала на фронт почти всех мужчин. В условиях острой нехватки машинистов паровозов на железную дорогу пришли женщины. Они обучались сложному мужскому делу и становились кочегарами и помощниками машиниста. Некоторые из них проявляли такие способности, что им доверяли самую ответственную должность на железной дороге – машиниста. Среди этих героических женщин – Клавдия Яковлевна Бирюкова.
Машинистом она стала в 1942 году, в самый разгар войны. И было ей в ту пору всего 19 лет!
«Тогда времени не хватало. Война поджимала, всех брали на фронт», - вспоминает Клавдия Яковлевна.
В 1941 году, едва окончив ФЗУ и получив профессию слесаря-автоматчика, начальник отдела кадров предложил Клавдии поступить на курсы помощника машиниста. Подметив ее способности, девушку отправили учиться на машиниста, и уже в 1942 году ее назначают в первую самостоятельную поездку.
Команда состояла из молоденьких девчонок – вчерашних школьниц. Помощником машиниста Клавдии Бирюковой назначили Валентину Бубенцову, кочегаром – Настасью Климову.
«Выезжаю к дежурному на станцию – он удивился: вся бригада – девчонки. А солдаты паровоз окружили: «Ну и куда же вы нас повезете?». Я отвечаю: «Конечно же, на фронт!», - вспоминает Клавдия Яковлевна.
Железная дорога в те годы была в тяжелом положении. На обычный объем перевозок народнохозяйственных грузов ложились два гигантских потока поездов: с востока – все возрастающие перевозки вооружений, боевой техники и войск для фронта, с запада – идущие чуть ли не в затылок друг за другом эшелоны с эвакуированными людьми и оборудованием для заводов. Одновременно нужно было беспрепятственно и быстро пропускать санитарные поезда. Скорость следования эвакопоездов составляла 150-200 километров в сутки. И каково было работать в таких условиях молоденьким девчонкам, практически не имеющим опыта! Но и Клавдия, и ее подружки показали себя сильными девушками и настоящими профессионалами.
«Так и началась наша паровозная жизнь. Всю войну на колесах. Ездили подолгу, отдыха не давали. Не успеешь выспаться, опять вызывают в поездку», - вспоминает Клавдия Яковлевна.
Но, несмотря на трудности, которые приходилось преодолевать, Клавдия любила свою профессию и осталась верна железной дороге, которая и стала ее судьбой.
После окончания войны она была назначена на не менее ответственную должность – дежурной по депо. А всего проработала на железной дороге 46 лет.