На 24-м пути тупика воинской площадки «прописан» настоящий «великан-огнеборец» – специализированный пожарный поезд
Борис МАГОНОВ.
Еще в начале прошлого века, когда в нашей стране перевозки по железным дорогам приобрели массовый характер, и стало очевидным, что во время пожаров подвижного состава на помощь извне рассчитывать не приходится, было решено начать создание пожарных поездов. Так, в 1921 году, в соответствии с Постановлением Совета Труда и Обороны, на железных дорогах в пределах семи районов РСФСР были организованы пожарные поезда.
На железнодорожной станции Верещагино только в 1932 году была сформирована пожарная команда. Вначале она была обеспечена лишь одним пожарным автомобилем, несколькими насосами и помпами. И только в 1939 году был образован пожарный поезд, который дислоцировался на подъездном пути завода ПРМЗ. В то время он представлял собой четырехосный вагон с деревянным утепленным корпусом и цистерной на 50 кубометров воды.
В 1994 году стоянку пожарного поезда перенесли на 24-й путь тупика воинской площадки. Здесь он и находится по сей день.
Разумеется, технические средства, которыми сейчас оснащен пожарный поезд, кардинально отличаются от тех, что были. Сегодня – это современный специализированный состав с повышенными тактико-техническими возможностями, который способен ликвидировать утечки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, выполнять задачи по тушению пожаров и проведению связанных с ними аварийно-спасательных работ.
Поезд состоит из четырех единиц – два вагона и две цистерны-водохранилища, на 60 тонн каждая. Для сравнения – одна пожарная машина может нести в себе до 7 тонн воды. На вооружении есть две стационарные и одна переносная мотопомпы, стационарная электростанция, а также запас пожарных рукавов для тушения пожаров на расстоянии до 500 метров. В зимнее время, с тем чтобы вода не замерзала, ее нагревают, к тому же цистерны дополнительно утеплены по принципу термостата. Помимо имеющейся в поезде воды, состав несет в себе шесть кубометров пенообразователя. Подобный запас позволяет ликвидировать аварийные и чрезвычайные ситуации в пределах одного гарнизона средней мощности, а также усиливать отряды МЧС при помощи большого запаса воды и техники.
В насосной станции поезда расположены две стационарные пожарные установки, которые предусмотрены для подачи воды и пены к месту пожара. Кроме того, в поезде есть полный комплект средств связи (стационарная и переносная радиостанции).
Ответственность за постоянную готовность пожарного поезда, подготовку работников и организацию службы несут начальники пожарного поезда и начальники дежурных караулов. В состав караула входят шесть работников дежурной смены, прошедшие специальное обучение, имеющие допуск к работе в средствах защиты органов дыхания. Руководит дежурной сменой начальник караула. Приказ на выезд пожарного поезда отдает диспетчер отделения железной дороги. Отправление пожарного поезда производится в срок не позднее 30 минут после сообщения о приказе на выезд.
Основная задача поезда – охрана станции и участка в 200 км (Верещагино – Чепца – 91 км; Верещагино – Чайковская – Нытва – 109 км).
Пожарный поезд универсален и готов к выполнению практически любых поставленных задач при возникновении чрезвычайных ситуаций на железнодорожном полотне. «Поступает приказ, и личный состав, в соответствии со своими обязанностями по номерам боевого расчета, производит подготовку пожарного поезда к отправке, – рассказывает Алексей Анатольевич Старцун, начальник пожарного поезда. – Работники надевают боевую одежду, в соответствии с табелем боевого расчета, открывают ворота для заезда локомотива, убирают трапы. После того, как поезд прикреплен к локомотиву, закачана и проверена тормозная система, по команде начальника пожарный состав отправляется на место чрезвычайного происшествия.
Наш поезд способен ликвидировать большие аварии. Вся сложность в том, что мы стоим на колесах. Но нам открывают «зеленую улицу», и мы гоним на предельно допустимой скорости. Поезд приближается максимально близко к огню, но, в то же время, находится на безопасном расстоянии. Проводится боевое развертывание, пожар локализуется и ликвидируется за считанные минуты. Но так бывает не всегда. В прошлом году в течение восьми часов наши пожарные боролись с пламенем, разбушевавшимся вблизи станции Менделеево. Там горели отходы производства пилорамы. Огонь быстро распространялся по округе, возникла угроза возгорания резервуаров с бензином на Менделеевской нефтебазе. Но из тяжелейшей схватки с огнем мы все равно вышли победителями».
Пожарный поезд – это не средство быстрого реагирования. Нормативное время его прибытия на место чрезвычайного происшествия в пределах участка обслуживания – не более 1,5 часов. Поэтому он высылается только туда, где создается реальная угроза распространения пожара, который не будет возможности потушить обычными средствами, либо туда, где гореть будет долго, и без десятков тонн воды не обойтись.
Пожарный поезд на станции Верещагино обслуживают 27 человек, двое из которых – начальник поезда и его заместитель, пятеро – машинисты насосных установок, четверо – начальники отделений и 16 – пожарные. В боевое дежурство на сутки через каждые три дня заступает караул (отделение из 6 человек). Помимо обеспечения пожарной безопасности, работники поезда оказывают услуги по договорам подсобно-вспомогательной деятельности. В нее входят: проверки противопожарного состояния подвижного состава, инструктажи, переосвидетельствование огнетушителей, обработка деревянных конструкций чердачных помещений.
Когда заходишь на территорию пожарного поезда, приписанного к станции Верещагино, то сразу же в глаза бросается идеальный порядок. Здесь не только все строго и на своих местах, но и во всем царит жесточайшая дисциплина.
Все без исключения работники имеют отличную теоретическую и практическую подготовку. Тут ежедневно отрабатываются различные специализированные задания. Пожарные обязаны выполнять их в отведенное нормативами время, а для этого необходимо еще иметь и хорошую физическую подготовку. Поэтому коллектив пожарного поезда активно занимается спортом и ежеквартально сдает зачеты по физической подготовке.