А.Ф. АЗАНОВА, научный сотрудник музея.
В Верещагинском районном краеведческом музее экспонируются старинные предметы XIX-го – начала XX-го веков, которые рассказывают о самобытной художественной и богатой духовной культуре русских крестьян, о традициях хозяйства и быта. Фонды районного музея являются частью общего культурного наследия русского народа.
Хочется рассказать лишь о некоторых экспонатах, выставленных на обозрение впервые. Колыбель – качка-зыбка! Такие слова сейчас не то что редко услышишь, но даже и не знаешь, что они означают. Оказывается, так в старину называлась детская люлька (кроватки появились позже). Зыбку чаще всего делали из дерева в виде сужающегося к низу прямоугольного ящика, реже – из липового или осинового луба. На дно клали сено, солому, тряпки. Под голову помещали подушку, также с сеном или соломой. Для защиты от мух и света на зыбку вешали полог (занавеску), обычно из материнской юбки, которую она носила во время беременности.
Колыбель подвешивали к шесту, чаще – березовому: очапу (качульке). С очапом, как и со многими другими предметами, существовало много запретов и мифологических представлений. Колыбель обязательно должна была висеть – это сохраняло жизнь ребенку. Под нее необходимо было класть нож, ножницы, веник-голик или полено – это являлось преградой на пути в «иной мир». Очап как бы исполнял функцию дороги, по которой новорожденные приходят в этот мир. Так, если семья не хотела больше иметь детей, то с очапа не снимали кору и не обрубали сучки, потому что: «По гладкому, как по маслу, так и полезут дети». Наоборот, при желании иметь много детей, нужно было вырубить дерево для очапа из чащи леса, да так, чтобы он не упал на землю и, вообще, не касался земли. По количеству сучков на очапе гадали о количестве детей.
В течение первого года жизни младенца клали в зыбку благословясь, иначе «нечистый дух подменит ребенка». Существовал запрет оставлять пустую зыбку открытой, так как в нее «проникнет зыбочник». Качать пустую колыбель также нельзя – ребенок лишится сна. До девяти месяцев (как в утробе матери) ребенка туго пеленали, запрещали показывать посторонним. Для кормления младенца использовали коровий рожок, к которому привязывали веревочкой сосок коровьего вымени или тряпочку. В зыбке ребенка держали до двух лет.
С детской колыбелью, коровьим рожком для кормления младенцев и многими другими интересными историческими экспонатами вы можете ознакомиться, если придете в Верещагинский районный краеведческий музей.
Использована литература: Димухаметова С.А. Мир вещей русских крестьян XIX-XX века. – Пермь, 2010 год. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. – Санкт-Петербург, 1999 год.