С.А. ЛУЗИНА, Т.В. БЕЗГОДОВА, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 89».
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка... Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре...»
А.С. Макаренко.
С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад, в его жизни происходит множество изменений: строгий распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками и малознакомыми ему взрослыми. Стресс может вызвать у ребенка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя. Для того, чтобы избежать всего этого, необходимо сделать переход ребенка из семьи в детский сад по возможности более плавным.
Чтобы решить эту проблему мы, воспитатели первой младшей группы «Б» («Пчелки») МБДОУ «Детский сад № 89», разработали педагогический проект «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ!», целью которого послужило обеспечение психологического комфорта и легкой безболезненной адаптации детей к дошкольному учреждению.
В рамках проекта мы решали задачи, направленные на создание условий, которые обеспечивают каждому ребенку физический и психологический комфорт. В работе с детьми использовали «адаптационные игры», целью которых было адаптирование ребенка к дошкольному учреждению, формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателям. Также проводились блоки подвижных игр, пальчиковые игры, «песочная терапия», театрализованная деятельность, развлечения, направленные на то, чтобы вызвать эмоциональный отклик на игру со взрослым и сверстниками.
Не менее важную роль в создании таких условий сыграло понимание родителей, доверие и доброжелательное отношение к педагогам, желание участвовать в жизни группы.
ОТЗЫВЫ РОДИТЕЛЕЙ:
Семья Балуевых:
Адаптация к детскому саду у нашего ребенка прошла успешно. Считаю что, если ребенок начинает «говорить» о садике, получать новые знания, если у него есть желание идти туда снова, это верный признак того, что он освоился. И огромная заслуга в этом принадлежит воспитателям, которые создают все условия для облегчения адаптации детей. Хочется поблагодарить Светлану Александровну и Татьяну Владимировну за чуткое и отзывчивое отношение к детям и родителям. Желаем дальнейших творческих успехов и благополучия!
Семья Липатовых:
Адаптация нашего ребенка прошла хорошо. Первое время ему, конечно, было трудно привыкнуть к детскому саду, режиму, воспитателям. Сейчас, преодолев все трудности, оставив все слезы и переживания, посещает детский сад с большим интересом.
О.В. Живодерова, мама Степы Черепанова:
Нам очень нравится садик. Степаша сам просится. Очень приятно утром, а также и вечером видеть доброжелательных наших воспитателей. Они встречают и провожают нас с улыбкой. Я очень недоверчивая по поводу ребенка, но теперь знаю, что с ним хорошо обращаются и не дают в обиду. Спасибо большое!
Семья Вероники Горлановой:
Адаптация Вероники к садику прошла не очень быстро из-за частых болезней (слабый иммунитет), а к детям и воспитателям привыкла быстро. Воспитатели, отдавая свою ласку и тепло, старались, чтобы ребенок чувствовал себя как дома.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ЧЬИ ДЕТИ ПОЙДУТ В ДЕТСКИЙ САД
Дорогие родители! Сделайте адаптационный период для своего ребенка более лёгким и безболезненным. Что должны знать и уметь родители:
Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома, т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.
Неформальное посещение детского сада, т.е. прогулки, сопроводительный рассказ о садике, причём, рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 3 часов.
Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день – кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
НЕОБХОДИМО приблизить домашние условия к некоторым условиям детского сада: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т. п. Помните! Чем лучше ребенок будет социализирован, тем легче будет адаптация. Большой вред своему малышу приносят родители, бабушки и дедушки, которые продолжают до самого поступления ребенка в детский сад кормить из бутылочки, не приучают малыша к горшку (с подгузниками – проще!), не дают ему самостоятельности в кормлении, одевании. «Слепая» любовь только балует маленького человека! Ведь неприспособленному малышу тяжелее вдвойне: во-первых, все в детском саду чужое, во- вторых, лишили привычных укладов (подгузник, прием пищи без усилий, бутылочка перед сном, а у некоторых еще и двухразовый сон.)
Взрослые! Пожалейте своих детей! Упрощая свою жизнь, мы, в последующем, усложняем её своему любимому созданию!
НЕОБХОДИМО до приёма в детский сад выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка.
Уважаемые родители! Желаем вашим детям легкой адаптации! Будьте здоровы!