Фаина ЗВЕРЕВА.
Краеведческий музей в любом городе справедливо называют его визитной карточкой. Ведь именно здесь, сразу, всего за один час можно познакомиться с историей, культурой, главными достопримечательностями того или иного населенного пункта. Экскурсия в музей стала почти обязательной для каждого школьника. И это правильно. Увидев, дети много запомнят.
И всё же… Согласитесь, дорогой читатель, что слова: «музей», и «музейный экспонат», как правило, сильных эмоций не вызывают. То ли дело музыка, например, она нас может «захватить», в чтение мы «уходим с головой», «песня за душу берёт», от картины «мурашки по коже», а спектакль так может просто «потрясти». Сокровенная же тайна музейного экспоната раскрывается далеко не всегда и не каждому. Скелет мамонта? Да, конечно! А крынка какая-нибудь, туесок или чугунок стоят себе и стоят. Да пусть ещё хоть сто лет простоят. Руками их не трогай, не дыши, молчи, не разговаривай. Подумаешь, ценность какая! И ничего, как говорится, тут не попишешь. Музей есть музей. Как и любое другое учреждение, он живёт по своим законам и правилам. Все музеи такие.
А вот и нет! Не все! Есть в нашем городе музей без правил! Это частный краеведческий музей Надежды Петровны Гилёвой. И, хотя, лет ему пока немного, скоро исполнится 15, знают этот его далеко за пределами района, Пермского края и даже России. В книге отзывов музея мы читаем имена гостей из Екатеринбурга, Перми, Тамбова, Нижнего Новгорода и даже США. А уж сколько ребятишек из разных школ побывало, не сосчитать! Надежда Петровна говорит, что с момента открытия музей посетило более трёх тысяч человек. Слова восторга, благодарности и добрых пожеланий написаны Надежде Петровне в прозе и в стихах: «Русь в миниатюре! Очарованы, околдованы всем, что представлено здесь» (Широглазовы, Князевы).
«Познают молодежь и дети:
Не только важен хлеб на свете,
Но важно творчества зерно,
Что в колос вырасти должно
И украшать наш быт собой
В соединеньи с красотой»
(Э.Н. Анненкова)
«Ваш труд оценится со временем… как старое доброе вино, чем старше годами, тем лучше» (В.Е. Лыкова). Подобных отзывов множество.
Так чем же так привлекателен этот частный музей?
Дом, где расположен краеведческий музей Н.П. Гилёвой, от других таких же стареньких деревянных домиков ничем особенным не отличается – ни формой, ни размером, ни рекламой. Это до тех пор, пока хозяйка не распахнет дверь. Заметим, что кассы при входе здесь тоже нет. Попадаешь во двор, и зрелище открывается необыкновенное! Эти самые экспонаты и под ногами лежат и под крышей висят и к двери прибиты и по всем лавкам-скамейкам, необыкновенным табуретам, пенькам и корягам с любовью и фантазией разложены.
А уж что там внутри домика – не описать, глаза в разные стороны разбегаются! Зеркала старинные и советские, полотенца расшитые, бутыли и бутылочки разных размеров и конфигураций, недавние труженицы всех кабинетов печатные машинки, посуда на все случаи жизни. Одежды, например, какому-нибудь провинциальному театру хватит. Всего здесь размещается более тысячи самых разных предметов от простой деревянной ложки до ткацкого станка.
Может быть, вся эта красота и экзотика от эклектики, или просто от недостатка места сама собой получилась? Нет, конечно. Всё здесь продумано, систематизировано и связано одно с другим. И за всем - огромный труд, старание, терпение и, конечно, живой интерес к старине Надежды Петровны.
Вы скажете, что в любом музее нам поведают, сколько времени и труда потребовалось, чтобы создать ту или иную коллекцию, приобрести те или иные экспонаты. Но ведь там, как говорится, штат. А Надежда Петровна воплощает в себе всё: исследователя и добытчика, реставратора и историка, экскурсовода и смотрителя, уборщицу и дизайнера. Это, наверное, и помогает ей формировать «лицо музея» как единое целое.
Но вернёмся к экспонатам. Каждый из вас, уважаемый читатель, может спросить: «Ну что тут есть такого необыкновенного, чего нет или не может быть в любом другом музее?». Правильно, ничего такого нет.
Только вот вещи в музее Надежды Петровны умеют «разговаривать». Вытащенные из мусорного бака или из заброшенного сарая, а затем очищенные, отмытые, обласканные руками хозяйки. Или с любовью подаренные друзьями, а иногда и незнакомыми людьми в порыве благодарности. Они нам могут многое поведать о временах, когда «участвовали» в процессе жизни, о людях, которые их сотворили, о том, какую радость или беду повидали на своём веку. Вы только протяните к ним руки, прикоснитесь, подержите, понюхайте, если хотите… Постарайтесь услышать время, их время. Вот мы, кажется, и подошли к главной тайне частного музея Н.П. Гилёвой.
Непринуждённое, непосредственное общение с предметом и человеком, через чьи руки, мысли и сердце он прошёл, даёт нам почти осязаемое ощущение погружения в определенный исторический период и среду, в которой этот предмет находился. Вот взять хотя бы экспозицию «Верещагинский трикотаж». Казалось бы, чем можно удивить нас, почти ровесников фабрики? На наших глазах она росла, развивалась и одевала нас всех в свои изделия. Так ведь нет! Сердце-то щемит, глядя на эти старомодные теперь уже, незамысловатые, пожелтевшие от времени кримпленовые кофточки, маечки… Ведь это, если вдуматься наша жизнь. Жизнь, которая идёт себе и проходит, а память о ней остается в таких вот музеях.
Это во всём: в тяжелых, чёрных утюгах, разглаживавших когда-то чьи-то наряды перед свадьбой или свиданием, в фонарях, освещавших чей-то путь в тёмную пору, когда на улицах ещё не было электричества, в прялке, которой было доверено столько женских тайн и напето разных песен! Год от года музей пополняется и «свидетелей» истории становится всё больше и больше.
Спасибо Вам, Надежда Петровна, за эту связь времён. За то, что эти «экспонаты» не просто помогают нам заглянуть в прошлое, но и задуматься о своей жизни, такой хрупкой и быстротечной, о времени, где каждому суждено оставить свой след.