Материалы подготовила Марина СОЛДАТИКОВА.
16 декабря. День для ОАО «Верещагинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» знаменательный. Завершено строительство четвертой в этом году снегоуборочной машины СМ-5.
Машина уже готова к дальнему пути в Казахстан. Она сверкает красками и ждет своего часа. Сейчас трудно представить, что «пятерка», как называют СМ-5 на заводе, рождалась, можно сказать, с нуля: с изготовления рамы, которая постепенно обрастала бортами, конструкциями, наполнялась механизмами… Четвертая за год. И двадцать первая за историю предприятия.
В принципе, были и опыт, и знания. Казалось бы, чего проще – построить. Но в таких условиях, как в 2011 году, специалисты еще не находились. 16 апреля на ПРМЗ создали совершенно новый участок по изготовлению СМ-5. Возглавил его Александр Владимирович Зоря вместе со сменными мастерами Павлом Ивановичем Южаковым и Николаем Анатольевичем Епуром. Они-то и собирали людей со всего завода. Приглашали и тех, кто когда-то попрощался с заводом. Но, раз понадобилась их помощь, вернулись в родной коллектив. Так, снова оказались среди своих товарищей Тимур Шайхиев и Алексей Горбунов.
В коллектив пришли 33 человека. Эти 33 богатыря оказались настоящими универсалами, мастерами своего дела. Они сумели сделать то, чего раньше на заводе еще никому не удавалось. Конечно, машины были и прежде, но изготавливались в меньшем количестве и большим числом рабочих. Честно говоря, во время нашей встречи в апреле Александр Владимирович рассказывал о производственных планах с большим сомнением в голосе. Стопроцентной уверенности в том, что все получится, не было. Вера была только в людей, их трудолюбие, самоотверженность и профессионализм.
Как оказалось, это и стало самым существенным фактором в достижении цели. Причем ровно за восемь месяцев участок по изготовлению СМ-5 сумел не только построить четыре машины, но и сделать еще четыре рамы МТГ для Пермского ПМРЗ, произвести один капитально-восстановительный и один капитальный ремонт СДП, отремонтировать три платформы УСО.
Большую роль сыграло то, что участок на заводе поставили в особые условия. Ему был дан «зеленый свет». И все участки, все службы предприятия работали в унисон над общей задачей – выпустить в срок четыре «пятерки». Поэтому трудовая победа – заслуга всего коллектива ПРМЗ.
«По правде говоря, нам порой приходилось тяжковато, - рассказывает А.В. Зоря. - Особенно электрикам. Единственный из них хорошо знал «пятерку» Андрей Николаевич Мухачев. Остальные знакомились с ней по ходу работ. Сейчас они классные специалисты, которым по силам работы любой сложности. И здесь огромная заслуга инженера конструкторско-технологического отдела Вячеслава Дорофеевича Габова. Он и контролировал, и обучал, и помогал…
Думаю, все мы запомним эти непростые дни, когда приходилось и задерживаться после смены, и порой тратить свои выходные. Коллектив, хочу сказать, получился у нас замечательный. Никто не ныл. Никто не сдавался. И мы добились своего.
Всем спасибо за труд, - продолжает Александр Владимирович. - Благодарю семьи наших специалистов за терпение и понимание. Поздравляю с трудовой победой и наступающим Новым годом. Желаю тепла и радости. Пускай все хорошее, что радовало нас в уходящем году, непременно найдет свое продолжение в году наступающем.
А за то, что нам были созданы все условия для работы, выражаю признательность руководству завода, в частности, Николаю Александровичу Мезенцеву, который весь ход работ держал на личном контроле. Спасибо всем участкам и службам, без которых мы бы не справились с заданием».
…16 декабря. Красавица-«пятерка» в ожидании дальнего пути. Но расставаться пока рано. У машины постепенно собираются люди, которые создали ее и вдохнули в нее жизнь. Сегодня здесь почти все: начальник участка А.В. Зоря, сменные мастера П.И. Южаков и Н.А. Епур, электрики А.Н. Мухачев, Д.И. Половников, А.А. Чудинов, М.А. Осокин, В.И. Тиунов, П.Г. Каминников, плотник Л.М. Симкин, слесари А.П. Козоногов, Е.В. Шваюнов, Д.Н. Петровых, В.М. Гилев, А.Ю. Горбунов, Р.Ю. Романов, А.В. Федосеев, Д.А. Мухачев, А.И. Политов, Т.Г. Шайхиев, В.Ю. Пискарев, А.С. Мальцев, О.А. Нежданов, С.Г. Тиунов, А.В. Углев, А.Ф. Завьялов, А.В. Гилев, Е.В. Садовников, электрогазосварщики А.Н. Тиунов, Г.Г. Макаров, Д.Е. Федурин, Н.Г. Бурков, Н.П. Неволин, А.Е. Садовников, Л.Ф. Федосеев, А.И. Варанкин.
Фотография на память. И… В добрый путь!
Новый год на месяц раньше
Считанные дни остались до наступления Нового года. Этот праздник придет к нам в ночь на 1 января. Но кое-кто его встретил намного раньше.
Уже в конце ноября справились с выполнением годового плана в заготовительном участке ОАО «Верещагинский ПРМЗ «Ремпутьмаш». Елочки, украшенной новогодними огоньками, там пока нет. Но, думаю, и без того всех, без исключения, работников можно поздравить с большой производственной победой.
Заготовительный участок изготовил деталей примерно на 12 миллионов рублей. Основным заказчиком завода является Росжелдорснаб ОАО «РЖД». Ассортимент выпускаемой продукции довольно широк – ролик поддерживающий, ролик направляющий, щетка в сборе, пластина ленты транспортера, резец, болт соединительный… И это еще далеко не весь перечень.
Функций на заготовительный возложено немало, но, судя по имеющимся результатам, с задачами он справляется на «отлично». И, как говорит, старший мастер Николай Григорьевич Карелин, отмечать в отдельности некого. Это – коллективный труд, коллективный успех, и каждый – опытный специалист или молодой работник – сделал свой вклад в общее дело, в дело всего завода.
Заготовительный участок – такая структура, без которой предприятию трудно обойтись. Он, случается, выступает в роли палочки-выручалочки. Особенно тогда, когда нужную деталь трудно найти на рынке сбыта, а для завершения ремонта или строительства она позарез необходима. Вот тогда-то на помощь и приходит заготовительный. Был бы чертеж и все необходимые размеры – будет и деталь. Здесь работают настоящие мастера – золотые руки.
В сопровождении сменного мастера Андрея Геннадьевича Азанова я отправляюсь на своего рода экскурсию, дабы познакомиться с участком и его работниками поближе. Чтобы обойти участок, нужно побывать в нескольких местах основного корпуса, а также выйти на территорию, чтобы попасть в специально отведенное здание, где стоит газорезательная машина «Кристалл». В каждом отделе выполняются свои функции: ремонт автосцепного и тормозного оборудования, работа над кабинами СМ-5 и платформами УСО, разделка металла…
Мы проходим мимо станков и людей. Специалисты заняты выполнением заданий и почти не обращают на нас внимания. То тут, то там вспыхивают искры – это вытачивают деталь на токарном станке или занимаются сваркой. Идем мимо платформы УСО. Здесь режут листы железа, делают необходимые заготовки. Минуем двери. Несколько шагов по морозному воздуху – и вновь во владениях заготовительного участка. Здесь тоже никто не скучает. Место отличается энергично-деловой атмосферой.
А вот и «Кристалл». Машина не из маленьких. Занимает, по меньшей мере, треть помещения, в котором мы находимся. Ее «хозяин» – Андрей Петрович Некрасов, электрогазосварщик, «по совместительству» оператор портальных машин. Интересно, трудно ли управлять этим умным устройством. «В принципе, больших сложностей нет, - признается Андрей Петрович. – Мы же осваиваем работу на компьютере. Так и в этом случае. Главное, научиться».
Рабочий день в самом разгаре, за смену нужно успеть многое. Потому больше здесь не задерживаюсь. Я узнала самое важное – коллектив, как единое целое, нацелен на результат. Трудится упорно, старательно, согласованно…
Скоро 2011 год перелистнет последнюю страницу.
Мы с нетерпением ждем новогодних праздников,
которые всегда наполнены светом завершенных дел,
волнующим чувством ожидания удачи.
Это время, когда мы можем оглянуться назад и помечтать о будущем.
Но любые наши планы связаны с жизнью родного города, родного предприятия.
Поэтому очень хочется верить, что уходящий год
будет достойным началом нового этапа в жизни завода.
От души поздравляю сотрудников Верещагинского ПРМЗ с Новым годом и Рождеством!
Желаю удачи, финансовой стабильности, исполнения всех намеченных планов!
Пусть сбудутся все надежды! Здоровья, счастья, хорошего настроения, семейного благополучия!
Н.А. МЕЗЕНЦЕВ, первый заместитель
ОАО «Верещагинский ПРМЗ «Ремпутьмаш».
Мастер
Несколько лет назад бригада участка новых путевых машин под руководством сменного мастера Александра Афанасьевича Никонова была признана лучшей бригадой по объединению «Ремпутьмаша».
Александр Афанасьевич давно уже снискал себе на заводе славу как человек честный, принципиальный, ответственный. Любое дело, за какое бы ни взялся, стремится выполнить с полной самоотдачей. «Главное, - говорит он, - все делать так, чтобы не было потом стыдно за изготовленную продукцию, чтобы никто потом не обижался».
Эту истину он усвоил с первых дней работы на заводе. А устроился он сюда 24 июля 1981 года. Пришел слесарем в инструментальный участок. Первый наставник и научил его основным приемам мастерства. Именно от него он перенял уважительное отношение к труду, понял всю серьезность возложенных на него обязанностей.
Потом пришло время, когда Александр Афанасьевич сам помогал молодым освоиться. Это случилось в 1998 году, когда образовался участок новых путевых машин. Народ набрали новый, с серьезной техникой многие столкнулись впервые. Пришлось поучить, вложить свои силы не только в основную работу, но и в тех, кто оказался рядом. Теперь эти люди – уже настоящие профессионалы. Есть чем гордиться: все-таки, как никак, делился с ними знаниями и умениями.
Профессия, с которой когда-то связал свою судьбу, стала его верным спутником. Вот уже почти тридцать лет отдано служению заводу. Александр Афанасьевич строил первую СМ-5, работал над составами засорителей, был сменным мастером в заготовительном участке. Сейчас – вновь в ремонтно-инструментальном, теперь уже в качестве мастера. В его трудовой книжке – более десяти записей о поощрениях. Его портрет неоднократно заносился на Доску Почета предприятия.
Удивительно, но когда-то он не знал, чего хочет в жизни, какая сфера деятельности его привлекает. Поэтому после школы поступил техническое училище № 11 – единственное в городе Верещагино, предлагающее мальчишкам достаточно широкий выбор профессий. Учился на помощника машиниста. Прошел практику. Отслужил в рядах Вооруженных Сил. Вернулся домой. Устроиться по специальности не получилось. Зато в ПРМЗ Александра Афанасьевича, имеющего третий разряд слесаря, приняли сразу.
Рабочие будни не были однообразны. Особенно, когда приступили к изготовлению самоходной снегоуборочной машины СМ-5. Там было все внове, приходилось осваивать неизведанное, действовать порой методом проб и ошибок, поэтому казалось особо интересным. Эту первую «пятерку» запомнил на всю жизнь. До сих пор помнит, над чем именно работал: изготовлял приводные валы, монтировал выбросное устройство, со сварщиком делал топливные баки. «Знаю точно, - замечает Александр Афанасьевич, - что машина эта до сих пор работает».
Так здорово что-то создавать. Видеть, как на твоих глазах вырастает мощная техника. Но бывали в его практике и другие ситуации, когда изготовленную со всей тщательностью деталь, приходилось отправлять в металлолом. Таким был порой труд в экспериментальной бригаде. Технолого-конструкторский отдел искал пути оптимизации производственного процесса, изобретал новые элементы. Конечно, не всегда получалось с первого раза воплотить идею в жизнь. Что поделать – таковы пути прогресса. Жаль, конечно, своего труда. Но именно благодаря этим поискам, многое по сей день служит общему делу.
Мастер ремонтно-инстру-ментально участка – человек серьезный. Он не очень-то и разговорчив, как, впрочем, и все те, кто больше привык говорить только по делу. Но умеет и пошутить. Когда речь зашла об увлечениях, оказалось, что самое любимое занятие Александра Афанасьевича – рыбалка. Знаю, каждый рыбак любит похвастать хорошим уловом. Интересуюсь, какой же самый ценный экземпляр попался ему на крючок. «Щука, - отвечает он. – Килограмм на пять. Больше такие не попадались». И улыбается: «Боятся, наверное»…
Есть слово «надо»
Завод каждый раз удивляет не столько масштабами, сколько той атмосферой, которая царит вокруг. Люди работают без суеты, но очень слаженно. Каждый выполняет какое-то свое дело. Кто-то управляет подъемником, закрепив на нем тяжелую деталь. Кто-то проверяет тормозной механизм. Кто-то сваривает в одно целое части… По цеху гулом разносятся звуки, неизменно возникающие при работе с металлом.
В участке по ремонту вагонов меня встречают два мастера: старший – Алексей Федорович Матвеев и сменный – Михаил Александрович Дульцев. Если Алексей Федорович трудится на Верещагинском ПРМЗ уже 38 лет, то Михаил Александрович – только семь. Матвеев пришел на завод сразу после армии, Дульцев – после института. Но для обоих предприятие – дом родной. Ведь в этих стенах они проводят значительную часть своего времени. Как и второй сменный мастер Александр Федотович Долгополов.
Мастера работают в тесном содружестве. Обязательно согласуют действия, советуются. Поэтому и труд организован эффективно. За первое полугодие участок по ремонту вагонов плановое задание выполнил. Конечно, были и некоторые загвоздки, особенно с наличием литых деталей для тележек. Что, к сожалению, характерно и для других заводов. Но, по крайней мере, это не помешало слаженной, качественной, продуктивной деятельности коллектива.
После того, как подвижной состав принимают в ремонт, вагоны проходят разные стадии «оздоровления»: ремонтируются тележки, автосцепной механизм, тормоза, кузов, регулируется дозатор. После этих «процедур» их принимает контрольный мастер ОТК. И только тогда вагонам придают внешний лоск в покрасочном отделении.
Контролирует все операции технолог Тимофей Владимирович Владыкин. В самом тесном содружестве с УРВ работают заготовительный и колесный участки. От того, насколько оперативно там решают возложенные на них задачи, зависит общая ситуация по ремонту вагонов.
Слово «надо» здесь без лишних разговоров воспринимает как руководство к действию. Причем не только опытные стажисты, но и молодые специалисты относятся к своим обязанностям со всей ответственностью.
В каждом участке есть особенные люди, те, которые долг ставят выше всего, на которых можно положиться при любых обстоятельствах. Имеются такие и в УРВ. Федор Иванович Полыгалов прошел дорогами войны и хорошо знает цену мирному труду. Алексей Геннадьевич Соломин – пневматик, каких поискать. Отец и сын Азановы – замечательная преемственность. Владимир Васильевич – хороший специалист. Также ответственно относится к делу и его сын Андрей Владимирович, который с успехом постигает премудрости рабочей специальности.
Заводская молодежь, вообще, подает надежды. В тележечном отделении таких – трудолюбивых, надежных – много. Среди них – слесарь Сергей Мухачев. А Михаил Золотарев на время отсутствия А.Ф. Долгополова, исполняет обязанности сменного мастера. Вот что значит – заслужить доверие.
Особое место в этом многочисленном практически мужском коллективе занимают маляры покрасочного отделения. Они красят не только отремонтированные вагоны, но и весь подвижной состав, который ремонтируется и строится на ПРМЗ. И эта непростая работа лежит на хрупких женских плечах. Людмила Николаевна Шалимова, Людмила Павловна Политова и другие с успехом подтверждают выражение, что именно женщина делает наш мир ярче. Ведь именно они дарят неокрашенным железным машинам яркие цвета. В августе ушла на заслуженный отдых Зинаида Петровна Пепеляева, которая десять лет отслужила на заводе.
В завтрашний день в участке по ремонту вагонов смотрят с надеждой. Объемы постепенно возрастают. А это позволяет людям спокойно работать и строить планы на будущее...