Артём ШИШКИН.
Замечено: одна из тенденций подростковой преступности, характерная для России, – рост рецидива. В странах Западной Европы дело в таком плане обстоит куда лучше. Одной из главных причин этого является то, что там были разработаны и широко применяются восстановительные технологии, в основе которых лежит медиация – процедура урегулирования споров, когда конфликтная ситуация решается путём переговоров между обеими сторонами конфликта при участии независимого посредника, занимающего нейтральную позицию.
Профилактический эффект этой процедуры состоит в том, что на правонарушителя не вешается ярлык законченного преступника, его не отдают под суд и не отправляют «по этапу». При этом ему даётся возможность, осознав свою вину, самому загладить её перед пострадавшим. Именно перед ним, а не перед судом. Ведь жертве очень важно, чтобы обидчик понял, какой моральный ущерб, не говоря о материальном, он причинил.
Недавно вышел закон о медиации, который, среди прочего, предусматривает, что результаты проведения медиативной процедуры (при конфликте криминального характера, и если дело всё-таки дошло до суда) учитываются в суде и могут быть утверждены им в качестве мирового соглашения. Таким образом, и суды разгружаются.
Медиация в нашем районе
У нас в районе тоже потихоньку начинают внедряться альтернативные подходы к решению конфликтов. Для сегодняшнего дня это очень насущно: по словам заместителя председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Е. В. Самыловой, в последние полгода у нас отмечается большой рост преступности среди несовершеннолетних (в 2010 году он вырос в 2,5 раза). «Необходимость в медиации как эффективном способе разрешения конфликтных ситуаций давно назрела», – говорит Елена Владимировна.
Есть ли у нас медиаторы? Есть: их в районе числится более двадцати человек. Все они прошли в Перми специальные курсы «ведущего восстановительных программ» и получили свидетельства об их прохождении. Среди них – педагоги (школьные психологи, заведующие воспитательной работой), сотрудники Центра психолого-медико-социального сопровождения подростков и молодёжи, представители судебной власти. Елена Владимировна кратко рассказала об основных принципах, отличающих работу ведущего восстановительных программ: «Это – нейтральность (медиатор не адвокат, не судья и не прокурор), добровольность (обе стороны должны сами изъявить желание участвовать в процессе медиации), ответственность (работу по примирению нельзя бросать на полпути)».
А теперь пришла пора привести конкретный пример. В одной из средних школ района пятиклассник совершил кражу, вытащив из кармана висевшей в кабинете куртки учительницы 1000 руб., потраченные им на покупку сотового телефона и сластей. Телефон был изъят, но пострадавшей он не нужен. Медиативной процедурой занималась ведущая восстановительных программ, социальный педагог Верещагинского Центра психолого-медико-социального сопровождения подростков и молодёжи Л.И.Груздева. Предварительно встретившись и поговорив с участниками спора, с каждым отдельно, Груздева провела примирительную встречу, в ходе которой было достигнуто соглашение сторон. Мальчик признал свою вину, рассказал, как совершил кражу, извинился, даже расплакался и пообещал вернуть деньги летом, когда заработает их (200 руб. в сутки) на выпасе скота. Учительница приняла его извинения, но напомнила, что за ней остаётся право подать в суд в случае невыполнения условий. Медиатор должна проследить, чтобы мобильник, если он не числится как похищенный, и деньги потерпевшей будут возмещены, был возвращён подростку. «Программа по заглаживанию вреда» была проведена Л.И.Груздевой с соблюдением всех технологий.
Медиаторы - школьники
Кажется интересным тот факт, что медиатором может быть не только взрослый человек. В нашем районе организованы школьные службы примирения, в состав которых входят и ребята-старшеклассники. Они принимают участие в разрешении различного рода конфликтов, возникающих между школьниками, применяя восстановительные технологии. «Несмотря на то, что этому нововведению меньше года, и оно находится на этапе развития, уже сейчас можно не сомневаться в его эффективности, по той простой причине, что ровесникам гораздо проще найти общий язык друг с другом», - утверждает психолог гимназии О. В. Шилова. Ещё Ольга Валерьевна отметила, что и на самих ребят-медиаторов это должно оказывать положительное действие, помочь им находить наиболее конструктивные выходы из сложных ситуаций.
Здесь к месту упомянуть о подростковом лагере «Старт», который работал этим летом в деревне Салтыки. Там старшеклассники смогли получить кое-какие теоретические знания по медиации и отработать навыки урегулирования споров. Начальник лагеря, руководитель МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения подростков и молодёжи», Наталья Ивановна Зорина сказала следующее: «Главной целью работы лагеря было создание условий для дальнейшего развития школьных служб примирения. Теперь, приобретя нужные знания и навыки, ребята смогут более профессионально выступать в качестве посредников при урегулировании конфликтов в своих школах. Обучать восстановительным технологиям, - добавила она, - можно не только активистов, как это было в лагере «Старт», но и так называемых «трудных подростков». Ведь главная причина того, что ребята выбирают для себя медиаторскую деятельность, – желание научиться разрешать, в первую очередь, свои собственные конфликты. Для подростка, попавшего в сложную жизненную ситуацию, это будет реальная возможность помочь себе самому, не прибегая к помощи посторонних».