Счастливый билетик
Утро. На остановке, как всегда, многолюдно. Облегченно вздыхаю: успела. Автобус останавливается, и двери как раз напротив меня. Пропускаем тех, кто уже добрался до места и выходит. Спокойно, не толкаясь, заходим в салон. Кондуктор выдает билет на проезд. Беру и незаметно заглядываю в цифры: вдруг счастливый. Смотрю по сторонам. Оказывается, есть еще люди, которые, надеясь на удачный день, ведут подсчеты. Получить с утра «счастливый билетик», значит, обрести положительный настрой до вечера. Это для нас, пассажиров, своего рода развлечение, но для сотрудников автотранспортного предприятия – обычный трудовой день. Они, скорее всего, верят не в счастливый билет, а собственные силы и в тех людей, которые ежедневно едут на их автобусах по различным делам…
- Первое, что я хотел бы сделать, - говорит директор автотранспортного предприятия Александр Геннадьевич ФЕЩЕНКО, - через газету выразить благодарность пассажирам. Наши пассажиры остались нашими. Об этом говорит тот факт, что по городским перевозкам несколько месяцев подряд идут рекордные выручки. Перевозим по 70-80 тысяч пассажиров, чего раньше никогда не было.
- Что же оценили люди?
- Во-первых, наверное, то, что значительно обновился автопарк. В этом году по президентской программе приобретено 6 автобусов на 10 млн. руб., 30% - деньги предприятия, 70% - федерального бюджета. Автобусы большей вместимости, людям на них ездить удобней. Появился новый большой мягкий автобус, на котором теперь с комфортом можно уехать даже на дальние расстояния. Летом не раз ездили на нем в Соль-Илецк и в другие длительные рейсы.
Во-вторых, цена на билеты третий год подряд остается на одном уровне, тогда как в соседних районах она давно уже выше на 15-20%. Если ничего не изменится, то и на следующий год останется прежней. В принципе, мы даже цель ставим такую: работать, не повышая, по возможности, стоимость билетов.
В-третьих, могу гарантировать, что пассажиры едут на исправном, обслуженном автобусе со здоровым, трезвым водителем. Так что, в этом плане, у каждого всегда есть «счастливый билет».
Значение – стратегическое
Верещагинское муниципальное АТП давно уже вышло из того состояния, которое принято называть «на грани». Сейчас оно в числе наиболее успешных предприятий района. Теперь уже можно сказать, что этому способствовали почти революционные перемены.
Немудрено, что от резких изменений часть коллектива попросту сбежала. Зато тот, кто остался, по достоинству оценил нововведения. Этот костяк коллектива «оброс» новыми кадрами. И никто не поговаривает об уходе. Напротив, возвращаются даже бывшие сотрудники. Можно сказать, родился новый коллектив – стабильный и понимающий, работающий с полной отдачей, готовый к переменам. Без этого вряд ли получилось бы сдвинуть дело с места. Ведь под лежачий камень, как известно, вода не бежит.
На предприятии повышается производительность труда, растет зарплата. Это, естественно, выходит не просто так. Курс оздоровления завершился. И в настоящее время все силы направлены на дальнейшее развитие.
Что уже сделано? Обновился автопарк. Уменьшилось число автобусов, но их качество стало намного выше. Значит, снизились затраты на ремонт и обслуживание техники. А от того, что все приобретенные автобусы дизельные, сократилось потребление топлива, что было заметно не сразу, но, когда подвели итоги, выяснилось, что на эту статью расходов затрачено меньше денег.
Часть автобусов оснащена спутниковой системой навигации. В любой момент на мониторе в диспетчерской службе можно увидеть, где и с какой скоростью они движутся.
В начале перемен были вложены средства в центр инструментального контроля. Теперь он функционирует в полную силу и даже приносит прибыль. К тому же, у предприятия появилась возможность предложить населению дополнительные ремонтные услуги. И еще здесь проходят техобслуживание школьные автобусы Верещагинского и Сивинского районов.
Кстати, во многих школах пользуются спросом автобусы АТП. В цирк, театр, на экскурсию – если сделан заказ, повезут куда угодно. Для удобства потенциальных заказчиков появилась даже новая должность - менеджер по работе с клиентами, который решит проблему не только с транспортом, но и поможет приобрести билеты на интересующее людей представление. Данное направление планируется развивать: разработать собственные маршруты для туристов, краеведов, школьников. Чтобы развернуться в полную силу понадобится еще один мягкий удобный автобус. Такой пункт уже есть в ближайших планах.
Если повести речь конкретно об автобусах, то таких, как у нас, в соседних районах точно нет. Наши украшены яркой наружной рекламой, которая тоже приносит предприятию дополнительный доход. Это так же позволяет удерживать стоимость билетов на прежнем уровне.
Зарабатывать деньги не только пассажирскими перевозками – такую задачу ставит перед собой руководство автопредприятия. Конечно, возить людей – одна из главных функций АТП. Но если взвалить все расходы на пассажиров, то обе стороны, точно, не останутся друг от друга в восторге. Несмотря на то, что число желающих воспользоваться услугами муниципального транспорта возросло, перевозки и не убыточны, и, в то же время, не прибыльны. Сделать ставку только на пассажирские перевозки – и ни о какой заморозке тарифов, ни о каком дальнейшем развитии и речи уже не будет. Цели ограничились бы одним стремлением: выжить…
Предприятие, к слову сказать, во многом работает сегодня на себя. На территории полностью заменен водопровод. В производственных помещениях появляются пластиковые окна, от чего внутри становится намного светлей. Завершается переход на собственное газовое отопление. Смонтированы четыре новые газовые котельные. Все это тоже сыграет на пользу: при всех подсчетах, ожидается заметная экономия собственных средств.
АТП – успешное предприятие. А успешное предприятие должно помогать тем, кому тяжело. В этом единодушны и руководители, и коллектив. Поэтому в начале 2010 года появился в бюджете предприятия фонд для благотворительности. От 200 тысяч рублей, которые планировалось потратить на эти цели, сегодня не осталось ни копейки. Они ушли на поддержку одаренных детей, различных общественных организаций, на помощь в проведении районных мероприятий…
Всем выше перечисленным делам нельзя не порадоваться от души. Крепко стоит на земле верещагинской муниципальное предприятие – это большой плюс для всех нас. В любую погоду, по любым дорогам, на любое расстояние ежедневно выходят автобусы. Далеко не каждый частник согласился бы ежедневно ездить, к примеру, в Зарич. Жителей в деревне немного, следовательно, маршрут убыточен. Но АТП все равно едет. Отмени рейсы из-за непогоды или плохой дороги – начнутся проблемы, которые обязательно дойдут до районной администрации, а то и выше. Вот как тут оспоришь недавно услышанную фразу, мол, автопредприятие имеет стратегическое значение…
Авралов не будет
В мастерских работа кипит ключом: автобус на смотровой яме – совсем без колес, вокруг суетятся слесари, идет плановое техническое обслуживание. Рядом еще два автобуса на текущем ремонте. Видимо, случилась небольшая поломка.
Когда-то очередь на ремонт стояла аж на улице. На то, чтобы дождаться своей очереди, уходил не день и даже не два… Сегодня это совсем другое предприятие, а значит, и другие обстоятельства. И таких авралов, как раньше, практически, не случается.
Без дела тоже никто не сидит. В просторном помещении особым эхом отдается стук железа, шум станков… К ним примешиваются и другие звуки. Это штукатуры готовят к реконструкции смотровую яму. Одна уже готова и выглядит, по сравнению с «соседками», намного респектабельней: сияющая белизной кафельная плитка, удобные ступеньки, ведущие вниз… Скоро и остальные ямы приобретут вполне современный вид.
Очень удобно, что на автопредприятии все делают своими силами, даже газовые котельные построили сами. И самую большую помощь оказала бригада слесарей. Поскольку новые автобусы требуют меньшего ремонта, и нагрузка на слесарей уменьшилась, у них появилась возможность применить свои силы в другом деле. Все помещения отремонтированы, оборудование установлено. Поэтому можно спокойно вернуться к своим прямым обязанностям.
Все дефекты обнаружим
В Центр инструментального контроля ведут современные двери с подъемным механизмом.
Внутри все приспособлено для технического осмотра самого разного транспорта. Есть специальные приборы, тормозной стенд и, что является самым главным, – грамотный специалист. Инженер Алексей Балуев окончил Пермскую сельхозакадемию по специальности «механизация сельского хозяйства», прошел всевозможные курсы по организации инструментального контроля. На своей должности – с 1997 года. От его уже опытного взгляда не ускользнет ни одна, даже малейшая, погрешность в работе автомобильных механизмов.
У Алексея есть помощница – оператор Ольга Филимонова. Пять лет назад она устроилась на автопредприятие кондуктором. Но не так давно ей предложили поменять специальность. Девушка быстро освоила компьютер, усвоила, в чем заключаются ее обязанности, и теперь успешно со всем управляется.
Сюда, в Центр инструментального контроля, особенно большая очередь обычно выстраивается в летние дни, когда все водители стремятся получить талон техосмотра. Приезжают не только верещагинские автолюбители, но и сивинские и карагайские. Как правило, здесь находится инспектор ГИБДД, у которого в такую горячую пору тоже немало дел.
От всех, кто занимается инструментальным контролем, зависит не просто обнаружение неисправностей, но и намного большее – безопасность дорожного движения. Специалисты это хорошо понимают, и поэтому-то проводят диагностику внимательно, добросовестно, со всей ответственностью.
Маршрут № 1
Автобус плавно отъезжает от остановки. И вдруг останавливается. Двери открываются – запоздавшие пассажиры вбегают в салон. Повезло! Водитель в зеркало заднего вида увел спешащих людей и притормозил. По-другому и быть не могло, потому что за рулем – Анатолий Константинович Старцев.
Анатолий Константинович внимательно смотрит за дорогой. Остановка за остановкой. Люди входят и выходят. Жизнь в салоне течет своим чередом. Но как бы ни был занят водитель, он в курсе всего происходящего. А вот и конечная – Северный, обратно уже не поедет – пересменка. «Неужели я опоздала?» - ужасается подбежавшая к автобусу женщина. «Да, опоздали, - добродушно разъясняет ситуацию Анатолий Константинович. – «Тройка» уже ушла, а мы – в АТП. Через полчаса примерно придет следующий. Если очень надо, придется подождать». Несостоявшаяся пассажирка сокрушенно вздыхает и отходит в сторону.
Беспокойный народ, эти пассажиры. Но Старцеву нравится такая работа: «Это интереснее, чем на грузовых». «Чем же?». На это последовал короткий ответ: «Общением». «Вам, наверное, и общаться-то особо не приходится?». «Как не приходится? А на остановках? Или поругают, - улыбается в усы Анатолий Константинович, - или просто что-то спросят, поговорят».
Автобус поворачивает, въезжает в открытые ворота автопредприятия, останавливается на яме. Здесь его сразу осматривают со всех сторон, убеждаются в исправности и пропускают дальше. Наконец, смена окончена. Ожидаю увидеть измученного семичасовой поездкой человека, но Анатолий Константинович выпрыгивает из кабины довольно бодро. Мелькает мысль: наверное, если работа в удовольствие, то и усталости не чувствуется.
Беседу мы продолжаем уже в диспетчерской. Тут я узнаю, что Старцев в Верещагино приехал около двадцати лет назад и одиннадцать из них трудится на автотранспортном предприятии. Искал себя то тут, то там, а место его оказалось здесь. На самых разных автобусах Верещагинского АТП он проехал многие-многие километры. Постоянно ездит в Пермь, Краснокамск, Очер, Ижевск… Летом возил своих коллег в Красновишерск: путешествовали по родному краю, обследовали его север. А не так давно совершил поездку, конечно, с напарником, в Ханты-Мансийск.
Ему нравятся такие дальние рейсы. Можно повидать много интересного, встретиться с разными людьми, получить новые впечатления. Очень часто возит школьников – в театры, на экскурсии, в цирк… Его не утомляют такие путешествия. Напротив, по душе, когда ребятишки живо интересуются его работой, задают много вопросов. Улыбчивый благодушный шофер неизменно производит на юных пассажиров доброе впечатление. И обычно, когда та же компания куда-то собирается вновь, педагог заявляет: «Дайте нам усатого водителя – дети просят!».
Сегодня Анатолий Константинович ездил на «ПАЗике» по маршруту № 1. Но, можно сказать, для него любой маршрут – это номер один. Куда бы не вез людей, старается, чтобы минуты или часы они провели в автобусе безопасно и с комфортом. Естественно, у него есть свои предпочтения: любимые маршруты, автобусы. Есть свои водительские хитрости. «Только я свои секреты не выдам», - смеется Анатолий Константинович. А когда речь заходит о том, что в его работе самое приятное, сразу становится серьезней: «Вот, - показывает рукой в окно, выходящее на территорию АТП, - это нравится. Перемены на предприятии – «от» и «до». Все изменилось. Чувствуешь себя как-то по-другому. Намного лучше. То, что было, даже и вспоминать не буду».
Время подходит к двум часам дня. Старцев на ногах с 5 утра. В 6.00 он уже был на работе. Когда я пытаюсь посочувствовать, качает головой: «Так рано вставать не в тягость. В первую смену даже лучше. По крайней мере, полдня свободно. Можно дома многое успеть сделать».
А дома дел, действительно невпроворот. Летом – огород. Да и новое жилище строится: нужно строгать, пилить, прибивать… И все-таки нет-нет, да и сумеет вырваться на рыбалку. Тут уж отдохнет по полной. Даже не рыбаки поймут, какое счастье вытащить лещика килограмма на три…
…За хозяйскими хлопотами пройдет день, незаметно наступит вечер. А ранним утром Анатолия Константиновича вновь будут поджидать маленький юркий «ПАЗик» и неугомонные, всегда куда-то спешащие пассажиры…
С ПРАЗДНИКОМ!
Уважаемые ветераны и сотрудники автотранспортного предприятия!
В последнее воскресенье октября традиционно отмечается День работников автомобильного транспорта. Поздравляю вас с профессиональным праздником!
Желаю вам и вашим семьям бодрости духа, веры в завтрашний день, материального благополучия! Пусть любая дорога, по какой не пришлось бы вам проехать, будет ровной и безопасной!
А.Г. ФЕЩЕНКО,
директор МУП «Верещагинское автопредприятие».