Будни современного вагонного депо
Елена ГЛАВАТСКИХ.
Накануне родного для многих верещагинцев праздника – Дня железнодорожника, мне представилась уникальная возможность побывать в легендарном для нашего города вагонном ремонтном депо, своими глазами увидеть весь процесс изнутри. Поездка для меня обернулась удивительными впечатлениями!
Найти депо более чем с 80-летней историей просто – оно находится по ул. Верещагинская, 12. А вот пробраться туда нелегко – присутствие на территории посторонних запрещено. Здесь дружелюбно относятся к гостям, но без пропуска пройти нельзя. Когда все формальности улажены, дан зелёный свет, я пересекаю проходную. Получаю инструктаж о правилах безопасности. Облачаюсь в специальный халат и защитную каску.
Территория депо впечатляет – занимает несколько километров. Предприятие – это целый городок: внутри просторные ангары, административное здание, инфраструктура (свои класс технической учёбы, актовый зал, бытовые помещения).
А начиналось всё с создания в далёком 1933 году. В то время депо было оснащено по последнему слову техники, потом завод реконструировали – и он стал одним из мощнейших производств, не побоюсь сказать, бывшего Советского Союза.
Колёсные пары, буксы, подшипники…
Переступаю порог ангара и… Если снаружи предприятие выглядит так же, как в 60-е годы прошлого века, то внутри семи ремонтных участков – современное оборудование. В этом году и котельная депо полностью переведена на газ.
С первого взгляда на участках ничего понятного – странные механизмы, огромные железные приборы и обязательные мириады кнопок, лампочек и датчиков. Кажется, что управлять таким разнообразием может только многорукий робот. Но уже спустя некоторое время становится ясно, что за всем стоят квалифицированные специалисты.
«Ремонт – по мере наезженного километража – может быть текущим и капитальным, – объясняет Снежана ПОНОМАРЁВА, сегодня она мой экскурсовод. – Последний, в свою очередь, тоже различается по нескольким видам, вплоть до полной разборки и замены всего изношенного железа. Вагоны буквально проходят по конвейеру, из одного участка в другой». Сначала они попадают в «приёмную». Там, прежде всего, осматривают, определяют их техническое состояние. Затем снимают колёсные пары, тележки, автосцепное и тормозное оборудования...
Вагоны как бы «раздевают» на деповских участках: освобождают от ходовой части. «Тележка направляется в тележечный участок, колёса – в колёсно-роликовый, – продолжает Снежана. – Отдельно диагностируют и по необходимости ремонтируют подшипники, ролики, сепараторы, буксы, автосцепное устройство». Все участки вагонного депо оснащены крановой системой, всевозможными лестницами, площадками и помостами разной высоты.
Внутри шумно. Именно поэтому рабочие находятся в специальной форме и касках. Мне подсказывают, прежде чем приступить к работе, огромное количество негабаритных деталей отмывают и чистят в обмывочных машинах. Что-то доделывают вручную. Некоторым вагонам, изношенным уже донельзя, кажется, прямая дорога на лом. Однако железнодорожники умудряются возвратить «больному» подвижному составу жизнь.
По заслугам и награды
В рабочем кабинете знакомлюсь с Сергеем Фёдоровичем ТУНЁВЫМ – опытным и эффективным руководителем всего этого предприятия. Возглавляет он вагонное ремонтное депо с 1994 года. Сергей Фёдорович «свой» на предприятии – более 35 лет назад пришёл в депо слесарем по ремонту подвижного состава, потом был бригадиром, после – мастером. Сегодня под его ответственностью сотни рабочих и тысячи вагонов. Здесь нужно отдать должное прозорливости Сергея Фёдоровича: в непростых экономических условиях предприятие не просто осталось на плаву, но и продолжает развиваться.
Это тот самый случай, когда за большими переменами стоят инициатива, целеустремлённость и напористость одного человека. Из беседы с Сергеем Фёдоровичем узнаю: сегодня предприятие создаёт новые рабочие места. Работает рентабельно, получая необходимую прибыль. Своевременно оплачивает налоги и не имеет задолженности по выплате зарплаты работникам и налоговым перечислениям. К тому же наращивает объёмы производства: за шесть месяцев текущего года получили в деповский ремонт 1 535 вагонов, капитальный – 267.
У каждого человека есть свой «золотой ключик», открывающий лишь одну определённую дверь. Жизнь вполне можно описать, как поиски той самой, правильной двери. Можно сказать, нашли свой «золотой ключик», своё призвание те, кто сегодня на Доске Почёта в вагонном ремонтном депо: фрезеровщик Николай Яковлевич ШМЫРИН, слесари по ремонту подвижного состава – Александр Михайлович ЛАРИОНОВ, Андрей Александрович КУКСИНСКИЙ и Андрей Владимирович ЛЕТОШНЕВ; дефектоскопист Марина Игоревна ДУДИНА; водитель автомобиля Иван Васильевич НЕВОЛИН, инженер по документообороту Елена Васильевна БУТОЛИНА. С полным правом все они могут сказать: «Здесь – моё призвание»…
Дорога затягивает
Эту фразу, не требующую объяснений, неоднократно слышала от железнодорожников. У большинства наших соотечественников железная дорога ассоциируется, прежде всего, не с рельсами и шпалами, а с вагонами и электровозами или тепловозами. Вагон «встречает» нас, пассажиров, на перроне, он же «говорит» «до свидания», когда путь заканчивается прибытием на станцию. И от того, как выглядит вагон, зачастую зависит наше настроение на весь день. Или я не права?
Бытует мнение, что профессии в вагонном депо – сугубо мужские. На самом деле, это отчасти заблуждение. Сегодня из 222 сотрудников, 53 – представительницы прекрасной половины человечества.
Правильно замечает кладовщик депо Татьяна Демидовна ЛУЗЯНИНА: «Никто спорить не будет, работа здесь тяжёлая! Не каждый выдержит…». Современный сотрудник вагонного депо знает и азы электротехники, механики, и, естественно, правила поведения и техники безопасности на железной дороге, то есть, это профессионал в своём деле. Сегодня, чтобы стать вагонником, одного желания мало. «Перед приёмом на работу будущий железнодорожник проходит специальное обучение, – из нашего разговора с Надеждой Владимировной ЧЕРНОУСОВОЙ, инженером по подготовке кадров. – Благо, многие выпускники Верещагинского многопрофильного техникума связывают свою жизнь с вагонным депо». Чем не условия для закалки молодого характера?
Железнодорожники с десятилетним и даже двадцатилетним стажем – здесь не редкость, среди них много семейных пар, вслед за родителями в депо приходят дети, так появляются семейные династии. Пришли… и остались на долгие годы, если не навсегда: «Дорога затягивает».
НА ФОТО: Николай Яковлевич ШМЫРИН, фрезеровщик тележечного участка, за станком.